Что заставило Воронина пожертвовать партией коммунистов?
В вашингтонской лаборатории работают над либерально-коммунистическим гибридом
Молдавские журналисты находятся в некоторой растерянности. Три из пяти партий, прошедших в парламент, собираются создавать некий блок. При этом пишущая братия гадает, какое ему дадут название. Были у нас два альянса за европейскую интеграцию, их сменила коалиция, ничем не отличавшаяся от предшественников. Вот некоторые из коллег-журналистов и предположили: а не будет ли объявлено появление Союза проамериканского правления? Тому есть немало оснований. По оценкам наблюдателей, за минувшие пять лет руководителей АЕИ-КППвызывали на ковер в посольство СШАкуда чаще, чем в дипломатические представительства Германии или, например, Франции.
Самый демократичный демократ
Первым, кто заявил о формате правящей коалиции, был почетный председатель Демократической партии Дмитрий Дьяков. Он неожиданно предложил включить в структуры власти Партию коммунистов. Впрочем, по информации из разных источников, члены КПП еще до выборов начали обсуждать такой вариант. За этой странной, на первый взгляд, идеей, конечно же, скрывается прагматичный расчет. У трех партий либерально-демократического окраса всего 55 голосов. Этого хватит только для формирования правительства. Если коммунисты вместе с социалистами уйдут в жесткую оппозицию, парламент двадцатого созыва проживет недолго. Депутаты частенько болеют, очень любят ездить в зарубежные командировки и попросту прогуливают пленарные заседания. Всего несколько отсутствующих народных избранников – и преимущества создаваемой правыми коалиции исчезнут, как дым. «Мы должны найти решение для того, чтобы наладить отношения с ПКРМ. Не вижу проблемы в том, чтобы они участвовали в переговорах и были включены в эту формулу», – заявил журналистам Дмитрий Дьяков.
Самый либеральный демократ
В Либерально-демократической партии сходу отвергли инициативу Дьякова. Трудно на следующий день после выборов отказаться от эксплуатируемого пять лет лозунга «Молдова без Воронина и коммунистов». Однако это не единственная причина. В партии сложилось шаткое двоевластие: одна часть либеральных демократов поддерживает Владимира Филата, другая – Юрия Лянкэ. Еще в начале прошлой недели предполагалось, что либердемы откажутся от поста премьера в пользу кресла спикера парламента, которое присмотрел для себя председатель ЛДПМ. Однако Политическое бюро Либерально-демократической партии решило по-иному: при дележе должностей претендовать, как и ранее, на место главы кабинета министров. Так как Конституционный суд запретил Владимиру Филату возглавлять исполнительную власть, на этот пост партия выдвигает Юрия Лянкэ. В новом правительстве у либеральных демократов представителей может оказаться меньше, чем в 2009-2010 годах. По слухам, ДПМ претендует на Министерство внутренних дел. Следовательно, Влад Плахотнюк сможет контролировать помимо судебной еще и правоохранительную систему. У демократов остается и пост спикера парламента. Таким образом, получив на выборах около 16% голосов, Демпартия сможет подчинить себе почти всю власть в стране.
Самый либеральный либерал
Очень шаткое положение у Либеральной партии. Филат и Лупу пока не решили: стоит ли вновь связываться с Гимпу? Последний требует себе пост президента. Ему, в принципе, готовы уступить эту должность, тем более Николай Тимофти приложил все усилия к тому, чтобы она максимально обесценилась. Вот только юристы демократов и либердемов не знают, как все организовать технически. Ну, пообещают президентство Михаю Теодоровичу, так для того, чтобы его избрали, необходим 61 голос. А где их возьмешь? Обращаться к коммунистам и социалистам? Так зачем тогда вообще сотрудничать с Гимпу, можно попробовать что-то «слепить» с ПКРМ. Либералы, опасаясь такого исхода, потребовали проводить переговоры о создании коалиции в максимально открытом режиме. В таком случае, надеются в ЛП, общество не позволит ЛДПМ и ДПМ сблизиться с ПКРМ. Понять страхи вынужденных союзников Либеральной партии можно, поскольку непрофессионализм представителей этого политформирования общеизвестен. Лично Михай Гимпу протащил на пост президента Национального банка Дорина Дрэгуцану, чьи таланты мы лицезреем ежедневно. К весне за доллар, возможно, будут давать уже двадцать пять леев. Анатол Шалару, бывший министр транспорта от ЛП, в Румынии так провел модернизацию пяти молдавских поездов, что ни один из них не ездит. Пока Виталий Маринуца стоял во главе оборонного ведомства, там погибало в год по четыре бойца. Так что у «партнеров» Михая Гимпу немало причин не доверять ему.
Самый либеральный коммунист
В интересном положении оказались коммунисты. По словам бывшего исполнительного секретаря ЦК ПКРМ Юрия Мунтяна, переговоры о вхождении партии в коалицию с ЛДПМ и ДПМ начались сразу после выборов. По итогам пленума Центрального комитета, прошедшего в субботу, было принято решение: найти некую форму сотрудничества с правящей коалицией. Член политисполкома ЦК ПКРМ Виолетта Иванова объяснила это тем, что впервые по итогам выборов четыре партии набрали примерно одинаковое количество голосов, а потому им следует дружить. В интервью радиостанции Свободная Европа новый исполнительный секретарь Партии коммунистов Артур Решетников отметил: необходимо избежать политического кризиса, который может возникнуть в марте 2016 года при избрании президента страны. «Я думаю, что пора оставить баррикады и больше не нападать друг на друга», – заявил Артур Решетников. Столь решительные перемены вынуждают политологов строить догадки: что заставило Владимира Воронина пожертвовать Партией коммунистов? Среди версий есть и предположение, что и на этот раз не обошлось без вмешательства вашингтонских дипломатов, нашедших в 2003 году ключ, благодаря которому так и не был подписан «Меморандум Козака», а отношения с Россией резко ухудшились.
Вне зависимости от того, нравится нам это или нет, наибольшее влияние на политическую жизнь страны имеют США. Ренато Усатый еще в ноябре возможный союз коммунистов с партиями власти называл «американской свадьбой». Понятно, кто в данном случае невеста. Какие бы альянсы ни создавались в прошлом, Вашингтон всегда имел к тому самое прямое отношение. Тогда вполне логично было бы назвать формирующееся в парламенте объединение партий «Четвертый революционный проамериканский альянс имени Барака Обамы, 44-го президента США и благодетеля молдавского народа».
Александр ТОКАРСКИЙ.