Газета "Кишиневские новости"

Новости

НЕФТЯНЫЕ РОЗГИ ДЛЯ НЕПОСЛУШНЫХ

НЕФТЯНЫЕ РОЗГИ ДЛЯ НЕПОСЛУШНЫХ
26 ноября
00:00 2014

Дешевая нефть бьет по России, Ирану и «Исламскому государству». Но не только

Для кого хороши и для кого пло­хи низкие цены на нефть? И что или кто стоит за этим явлением? Рос­сийский официоз и близкие к нему аналитики склонны видеть анти­российский заговор. А что думают на Западе? У американских и про­чих западных экспертов нет единой точки зрения. Едины они лишь в том, что рассматривать нефтяную ситуа­цию надо в более широком контек­сте, чем только отношения Запада с Россией. Речь должна идти о гло­бальной экономической ситуации.

В понедельник, 17 ноября, Япония объя­вила, что в стране началась рецессия — чет­вертая за последние шесть лет. В третьем квартале текущего года ВВП Японии со­кратился на 1,6%. Япония не одинока в сво­их экономических бедах. Экономика Китая растет, но замедляющимися темпами: если в 2010 году рост китайского ВВП составил 10,4%, то в этом году ожидается 7,5%. Из стран БРИКС одна лишь Индия показывает в этом году хоть какую-то позитивную динамику; России и Бразилии, как пишет The Washington Post, угрожает рецессия. Балансирует на гра­ни рецессии и Европа: рост ВВП в третьем квартале не превысил анемичных 0,2%. Без­работица в странах еврозоны — 11,5%, а мо­лодежная безработица, превышающая в ряде стран 20%, — это чистая катастрофа.

Более-менее нормально растут лишь экономики США и Великобритании (прогноз на этот год — соответственно 3% и 2,8% ро­ста ВВП). Но и они могут не удержаться, если их основные торговые партнеры скатятся в трясину экономического спада.

Аналитическая диалектика

На страницах лондонской The Guardian британский премьер-министр Дэвид Кэмерон пишет, что для мировой экономики «замигал красный свет». На это, указывает английский премьер, накладываются конфликты на Ближ­нем Востоке и Украине, эпидемия Эболы и другие дестабилизирующие факторы, вызы­вающие тревогу.

Другая английская газета, The Telegraph, напоминает, что Дэвид Кэмерон буквально накануне с оптимизмом превозносил итоги саммита G20 в Брисбене как «успех глобаль­ной экономики» (диалектика называется!). В Брисбене говорили о том, что за пять лет «двадцатка» обеспечит прирост глобального ВВП на дополнительные $2 трлн, но эти по­бедные прогнозы выглядят неубедительно: объявление о начале рецессии в Японии (а это третья по величине экономика планеты) про­звучало через считаные часы после заверше­ния брисбенского саммита. «В реальности, — отмечает The Telegraph, — собрание самых влиятельных мировых лидеров запомнится разве что внезапным отъездом президента Владимира Путина».

И вряд ли, добавляет лондонская газета, реально к 2018 году получить двухтриллион­ную прибавку к мировому ВВП, «если дер­жать за порогом страну такого размера, как Россия, — восьмую по величине экономику мира». Дело в том, поясняет The Telegraph, что «экономическая война с Россией» отража­ется и на экономике России, и на экономике «воюющих» с ней стран Европы: «Европейская торговля с Россией за последнее десятиле­тие выросла почти вчетверо, до $335 млрд, и многие компании сейчас рассматривают эту страну как один из своих наиболее быстро ра­стущих и наиболее важных экспортных рын­ков… Экспорт в Россию составлял, по подсче­там, 0,6% ВВП Европы до введения нынешних санкций». Что же, 0,6% тоже на дороге не ва­ляются — особенно в тяжелую экономическую годину, когда каждая десятая доля процента ВВП на счету. Возможно, продолжает газета, «Европа нуждается в российских нефтедол­ларах даже больше, чем Россия — в сотруд­ничестве с недееспособным экономическим блоком 27 государств, спорящих о том, оста­ваться ли им вместе». И тратящих вдоба­вок деньги, которых не хватает, на военные цели — в свете конфронтации с Россией.

«Теория заговора» или реальная политика?

Но санкции санкциями, а есть и более эффективный рычаг воздействия на несго­ворчивую Москву. Интернет-ресурс OilPrice.com, который специализируется на нефтяных ценах, опубликовал материал под заголовком «Хотите сделать больно России? Снижайте цены на нефть». В нем ставится такой вопрос: почему вдруг производители нефти, которые на протяжении многих лет не упускали воз­можности поднять цену на нефть, сбросили цену примерно со $120 до $80 за баррель?

В любой ситуации принято искать ответ на вопрос: кому это выгодно? В данном слу­чае, пишет политобозреватель Клод Салхани, живущий в Бейруте и специализирующий­ся на проблемах Ближнего Востока, скорее надо задать вопрос: кому это невыгодно? Кто сегодня является главным производи­телем нефти в мире? Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, США, а также Россия, Иран и т.н. «Исламское государство Ирака и Леванта». Чувствуете, как этот список распадается на две части? Первые четыре страны ведут войну против т.н. «Исламского государства». Оно наряду с Россией и Ираном проигрывает от низких цен на нефть (под контролем ИГИЛ находит­ся порядка 80 нефтяных скважин, добытая из которых нефть продается на мировом рынке по демпинговым ценам). Россия обложена санкциями за присоединение Крыма и под­держку сепаратистов на востоке Украины; Иран — за свою ядерную программу и под­держку сирийского диктатора Башара Асада и ливанской организации «Хезболла». Автор публикации на сайте OilPrice.com пишет со ссылкой на президента Ирана Хасана Рухани, что Иран из-за низких цен на нефть теряет до 30% поступлений в бюджет.

Он также ссылается на специалиста по нефти, руководящего сотрудника азербайд­жанского агентства «Тренд» Вагифа Шарифо­ва, который проводит историческую параллель: последний раз нефтяные цены так сильно упа­ли в конце 80-х, незадолго до падения Берлин­ской стены. Вашингтон решил таким образом обанкротить Москву, заставив ее тратить день­ги, которых у нее не было. «Далее последовал крах коммунистической системы и распад Со­ветского Союза, — говорит эксперт. — Сейчас повторяется то, что было тогда».

С этой теорией, однако, категорически не согласен специалист по России, ирланд­ский журналист Брайан Макдоналд: «Тезис о подлом американо-саудовском сговоре с це­лью поставить на колени путинский Кремль — нонсенс. Падение цен на нефть-сырец — по­следствие бума сланцевой нефти в США и сокращения спроса в Китае и Европе. Если саудовцы и замышляют что-то, то против ИГИЛ… У Эр-Рияда есть достаточные денеж­ные резервы, чтобы держать цены на нефть в районе $80 за баррель на протяжении ряда лет». Меньше прибыли ИГИЛ — меньше наси­лия, которое они творят в рамках своей «свя­щенной войны», пишет журналист.

Выгодно ли топить Россию?

Что касается России, то, как считает Брай­ан Макдоналд, тут плохо, но не всё: «Падаю­щий рубль (точнее, растущий доллар, который обратно пропорционален нефти. — И.Б.), возможно, означает катастрофу для обычных семей, но он положительно влияет на бюджет российского правительства, потому что дохо­ды от нефти поступают в долларах, а затраты внутри страны производятся в рублях. Это об­легчает давление на кремлевские денежные сундуки. И если абстрагироваться от саудов­цев — другие ближневосточные производите­ли нефти не смогут удерживать низкие цены в течение продолжительного периода. А у Рос­сии есть значительные денежные резервы, и она еще какое-то время сможет потерпеть экономическую боль». Да и американской эко­номике затяжная дешевизна нефти не пойдет на пользу: «Сланцевый бум, благодаря кото­рому безработица держится на низком уровне (5,8%. — И.Б.), не сможет долго терпеть цены ниже $90», — пишет журналист.

Напоследок вернемся к глобальной эко­номической ситуации и ее зависимости от России. Журнал The Newsweek вспоминает в этой связи, что в 1997 году Ларри Саммерс, тогда замминистра финансов в администра­ции Клинтона, встречался с одним из финан­совых воротил Уолл-стрита, и тот выразил озабоченность нарастающим финансовым хаосом в Таиланде. Саммерс не разделял тревоги банкира: подумаешь, Таиланд — он составляет менее 1% внешнеторгового обо­рота США. А потом был восточноазиатский экономический кризис, волна дефолтов про­катилась от Сеула до Москвы, и это почув­ствовали все — в том числе и в Америке.

Сегодня, указывает The Newsweek, Рос­сия гораздо больше вплетена в ткань гло­бальной экономики, чем это было в 1998 году, когда грянул дефолт: «В 2006 году Москва сняла со своего финансового сектора кон­троль капитала, и российские банки стали более взаимосвязаны с европейской и в меньшей степени также американской фи­нансовой системой». Банк международных расчетов (БМР) в марте 2014 года сообщил, что его общие кредиты России составляют $173,7 млрд… Хотя это немного по сравне­нию, скажем, с кредитами стран — членов БМР Китаю, которые превышают $1 трлн, «это все равно серьезные деньги», как гово­рит один работающий в Москве европейский банкир… Вдобавок российские корпорации в прошлом году также взяли нерублевые кре­диты в размере $52,2 млрд».

Вот почему, разъясняет журнал, так осто­рожно действуют по отношению к России Германия и некоторые другие страны. Крах российской финансовой системы повлек бы за собой биржевую панику вселенского мас­штаба и эффект домино, перед которым могут не устоять хрупкие экономики большинства стран.

Илья БАРАНИКАС, Нью-Йорк.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,80–0,15%
EUR19,04–0,24%
GBP22,15–0,22%
UAH0,45–0,16%
RON3,83–0,24%
RUB0,19+0,59%

Курсы валют в MDL на 24.04.2024

Архив