АВСТРАЛИЙСКОЕ ИСПЫТАНИЕ
На саммите G20 президент подвергся психологической атаке
Австралия сдержалаобещание оказать Владимиру Путину насаммите G20 подчеркнуто холодный прием. В аэропорту российского лидера ждали второстепенные члены австралийского правительства.
В Брисбене ВВП поселился в отеле «Хилтон», подъезд к которому заранее перегородили отбойниками и пуленепробиваемым заграждением. По словам представителей российского посольства, это не самая лучшая гостиница в городе, но выбирать не приходилось.
Одно из ведущих СМИ страны Courier Mail в пятницу на первой странице опубликовало два слова «Sorry» по-английски и его русский перевод — «Простите меня», предложив российскому президенту извиниться за катастрофу малайзийского «Боинга». В субботу та же газета вышла с коллажем, изображающим бурого медведя в меховой шапке и с гербом СССР на груди, рычащего на ощерившегося кенгуру.
Оба выпуска также содержали пространные антироссийские заявления австралийского премьер-министра Тони Эбботта, который, почувствовав себя дома, не стеснялся в выражениях, обвинив Владимира Путина в попытках «воссоздать утраченную славу царизма и Советского Союза».
В унисон с австралийским премьером выступили также канцлер Германии Ангела Меркель и британский премьер Дэвид Кэмерон. Оба лидера согласились с тем, что санкции оказались чувствительными для России и, если ситуация на Украине не изменится, ЕС может усилить давление.
Даже на совместном фотографировании и других протокольных мероприятиях было очевидно, что российскому президенту приходится нелегко и психологическая атака на него продолжается. Если западноевропейские лидеры постоянно шушукались друг с другом, а Барак Обама не давал скучать председателю КНР Си Цзиньпину, с которым расстался буквально два дня назад, то с Владимиром Путиным практически никто публично не разговаривал, и большую часть времени он находился один.
Между тем ВВП между пленарными заседаниями пообщался с членами БРИКС (в организацию входят дружественные России Китай, Индия, ЮАР, Бразилия) и представителями профсоюзов G20 (они на этом саммите явно чувствовали себя обиженными, поскольку Австралия отказалась организовать им встречу с министрами труда и финансов стран-участниц).
В культурно-гастрономическую программу G20 в этом году входило барбекю на свежем воздухе и совместная прогулка. Впрочем, из-за ужасающей жары (а в субботу столбики термометров в Брисбене поднялись выше 42 градусов) и напряженных отношений между некоторыми участниками это времяпрепровождение вряд ли можно назвать приятным.
Гораздо больше повезло женам президентов, которых организаторы отвезли в самый большой в Австралии питомник, где разводят коал и других уникальных представителей местной фауны. Российских журналистов в эту поездку не взяли, заявив буквально следующее: «No spouse, no pool!» (Что значит «нет жены (в смысле, у Владимира Путина), нет пула»). Однако корреспонденту «МК» все-таки удалось побывать в питомнике и выяснить, что коал заранее готовили к «обнимашкам» с высокими гостьями (в частности, сильно не кормили во избежание конфуза на совместном фотографировании).
Владимиру Путину тоже удалось обняться с коалой, которого организаторы саммита специально привезли прямо в конгресс- центр. Парочку плюшевых сумчатых, видимо, чтобы разрядить напряженную обстановку, «представил» российскому президенту хозяин саммита Тони Эбботт. ВВП не растерялся и проворно схватил довольно-таки упитанного зверька так, как показывали сотрудники питомника. А вот от Барака Обамы проснувшийся от щелчков фотокамер коала едва не сбежал.
Второй день саммита G20 в Брисбене выдался не слишком обременительным для Владимира Путина. Он отказался от совместного ланча с другими лидерами, но вовсе не из-за давления по украинскому вопросу, как многие подумали. «В понедельник — на работу! Мне же надо хотя бы 4 часа поспать!» — пояснил президент на итоговой пресс-конференции. Он отметил, что не ощущал никакого давления, а хозяин саммита Тони Эбботт вел себя просто прекрасно. Впрочем, никаких других эпитетов, кроме как «прекрасный модератор» и «деловой человек», австралийский премьер из уст ВВП не удостоился.
На саммите G20 Владимиру Путину удалось убедительно доказать, что он не только главный «мачо» мировой политики, но и неплохой актер. Президент крепко жал руку Дэвиду Кэмерону, пригрозившему России очередными санкциями. Несмотря на критику в СМИ, дружески похлопывал по плечу австралийского премьера Тони Эбботта. С улыбкой обменивался «колкостями» с канадским премьером Стивеном Харпером. И, похоже, совсем не тяготился временным одиночеством во время барбекю и приема.
«Как вы думаете, Путин расстроен холодным отношением?» — приставали иностранцы к членам российской делегации. «Ну что вы, — возражали те, — президент никогда не расстраивается по таким пустякам». Тем не менее журналистам показалось, что искренне в Австралии ВВП обнимал только коалу.
Выйдя на итоговую пресс-конференцию, президент сразу поспешил расставить точки над «i». Атмосферу саммита он охарактеризовал как «доброжелательную» и одновременно деловую, поблагодарив хозяев за прекрасную организацию и содержательную программу. Г-на Эбботта при этом он называл просто Тони.
Путин признал, что ознакомился с содержанием местных СМИ, но, по его мнению, «действительность и виртуальная жизнь СМИ сильно между собой разошлись».
Ситуация на Украине, по словам Владимира Путина, в Брисбене действительно обсуждалась, но не в формате G20. «На официальных дискуссиях эта тема вообще не затрагивалась, но все двусторонние встречи были исключительно по Украине», — признал он.
Елена ЕГОРОВА.