УИЛЬЯМ БРАУДЕР — АГЕНТ ЦРУ?
Новые скандальные подробности в деле работодателя Сергея Магнитского
Сенсационное разоблачение деятельности главы фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера, который был заочно осужден в России за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, а сейчасобвиняется еще и в мошенничестве сакциями «Газпрома», сделал один из английских телеканалов. По свидетельству бывшего сотрудника западных спецслужб, Браудер якобы является агентом сразу двух западных разведок и действовал в России по их заданию.Между тем 20 ноября Интерпол в очередной раз по запросу России рассмотрит вопрос об объявлении осужденного в международный розыск. Это будет четвертая попытка российских правоохранительных органов привлечь Браудера к ответственности. Ранее в Интерполе заявили, что дело Браудера «носит преимущественно политический характер» и поэтому вся информация о претензиях к нему была удалена из баз данных с извещением об этом государств-членов Интерпола.
■ ■ ■
Напомним, широкую известность Уильям Браудер, позиционирующий себя как крупный инвестор в экономику России, получил после того, как в ноябре 2009 года в СИЗО «Матросская Тишина» скончался Сергей Магнитский.
Сам Браудер за несколько лет до этого был выслан из России за то, что пытался незаконно скупать акции «Газпрома», нарушая запрет на подобные операции для иностранных компаний, — соответствующий указ Президента РФ вышел в 1997 году. Браудер предпринимал несколько безуспешных попыток вернуться, после чего переложил все дела на близких ему людей. Когда вскрылось и это и против его ставленников было возбуждено уголовное дело за мошенничество при незаконной скупке акций, он переселил их в Лондон и начал спешно выводить свои активы из России при помощи налогового мошенничества через своих подставных лиц, оставшихся здесь. Одним из таких лиц как раз и был Магнитский.
Вместе с Браудером Магнитский проходил по уголовному делу об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Это дело было возбуждено 4 октября 2004 года следственным управлением при МВД Республики Калмыкия. В поле зрения правоохранительных органов попали две компании, торгующие ценными бумагами и учрежденные в «российском офшоре» — в Калмыкии, гендиректором которых был Уильям Браудер. В налоговые декларации обеих компаний за 2001 год были включены заведомо ложные сведения, дающие им право на налоговые льготы в связи с тем, что в их штате трудится не менее 50% инвалидов. На деле же в каждой из этих компаний числились только Браудер и один инвалид, который формально занимал должность финансового аналитика. При этом «аналитики» не имели соответствующего образования, у них были другие места постоянной работы — например, один трудился сторожем — и справки из психоневрологического диспансера об умственной отсталости. Такая организация труда позволила Браудеру серьезно сэкономить на налогах — платить не 35%, а всего 5,5%.
Браудер поспешил объявить это уголовное дело политическим, смерть Магнитского — убийством и развязал настоящую информационную войну как с правоохранителями, так и с самим российским государством.
С его участием были выпущены несколько видеороликов, суть которых сводилась к тому, что в смерти Магнитского виновны следователи, которые, воспользовавшись изъятыми документами, «увели» у фонда Hermitage три компании, через которые потом вывели из бюджета уплаченные этими компаниями 5,4 миллиарда рублей возмещенных государством налогов. По его словам, Магнитский выявил эти факты, заявил об этом открыто, за что и был вскоре арестован по сфабрикованному делу. В СИЗО, по словам Браудера, от Магнитского требовали отказаться от своих заявлений и дать ложные показания на него, Браудера. Магнитского, как утверждал Браудер, избивали, пытали и в итоге убили.
Подобные заявления, как считают в наших правоохранительных органах, делали Браудера жертвой российской коррупции и правосудия и одновременно оправдывали в глазах вкладчиков фонда, которым он обещал быстрое обогащение за счет «золотой жилы», на которую он якобы напал в России. О том, что это будет незаконная деятельность, Браудер предпочел умолчать.
Впрочем, «налоговое» дело все равно было доведено до суда, и британского подданного заочно приговорили в России к 9 годам лишения свободы. А из материалов, наработанных в том деле, появилось и второе — о мошенничестве с акциями «Газпрома».
■ ■ ■
Как следовало из официальных заявлений следствия, Браудер использовал «серую» схему приобретения акций «Газпрома» на внутреннем рынке и нанес ущерб государству в размере около 9 миллиардов рублей, который образовался из разницы между ценой покупки ценных бумаг в 2001–2004 гг. и их продажей в январе 2006 года, после либерализации рынка акций «Газпрома».
Как пояснил источник, близкий к следствию, стратегической целью Браудера было влияние на газового монополиста, являющегося одним из основных наполнителей российского бюджета. Незаконно приобретая акции «Газпрома», в том числе при помощи вышеуказанных калмыцких компаний и других, связанных с фондом Hermitage, Браудер постепенно формировал необходимый ему для влияния на корпорацию пакет акций. В конце концов он получил 7% ценных бумаг компании — достаточно для того, чтобы направлять в нее требования об изменении устава, состава ревизионной комиссии, правления и совета директоров с целью ввести в эти структуры себя или своих доверенных лиц.
— Все это было нужно ему, чтобы, когда нужно, он мог «качнуть» «Газпром», — рассказал один из сотрудников следственной группы. — Его человек, являющийся гражданином России, должен был войти в состав совета директоров, чтобы потом в нужный момент он мог заявить о чем-то, что ему стало известно внутри компании. Это влияло бы на цену акции, которая могла обрушиться или, наоборот, повыситься.
■ ■ ■
Между тем все, что касается деятельности Уильяма Браудера в России, тащит за собой некий шлейф таинственных совпадений, почти всегда роковых.
Как подсчитало следствие, на скупку 7% акций «Газпрома» фонд Hermitage, возглавляемый Браудером, потратил порядка $300 млн.
Известно, что начал свою деятельность в России фонд вскоре после того, как в 1998 году исчез выделенный нашей стране стабилизационный кредит МВФ в размере $4,8 млрд (после чего случился памятный «черный вторник» — день, с которого начался самый тяжелый в истории страны дефолт). МВФ сделал транш на счет банка Republic National Bank of New York, откуда деньги разошлись по множеству счетов и затерялись, а хозяином этого банка был Эдмон Сафра — основатель фонда Hermitage Capital Management. Сафра погиб в 1999 году во время пожара в своем особняке в Монако. Как выяснилось позже, особняк банкира подожгли незадолго до того, как он должен был встретиться с агентами ФБР, от которых хотел узнать, куда пропали деньги.
Сергей Магнитский был консультантом фонда. За день до своей трагической смерти Магнитский отказался от адвоката, что ему предоставил Браудер (об этом нам стало известно от сотрудника, расследовавшего налоговое дело).
Следствие не успело предъявить Магнитскому обвинение, дело было прекращено в связи с его смертью. По той же причине прекратили его и в отношении еще троих предполагаемых соучастников этой аферы. От сердечного приступа скончался бизнесмен Октай Гасанов, который, как следует из материалов уголовного дела, контактировал с Магнитским при оформлении документов на компании, через которые выводились деньги из бюджета и при подготовке налоговых деклараций для этого. Выпал из окна банкир Семен Коробейников, который также подозревался в незаконном выводе за рубеж денег фонда из бюджета по липовым налоговым декларациям, изготовленным Магнитским. Умер Валерий Курочкин, на которого была оформлена одна из фирм, которую, по версии Браудера, «украли» у фонда. Еще двое соучастников этой аферы, испугавшись происходящего, сами пришли с повинной, попросили защиты и дали показания на Браудера.
■ ■ ■
Все, что происходит вокруг Браудера, вполне могло бы послужить сюжетом для настоящего шпионского боевика. Видимо, поэтому не раз звучали мнения, что Браудер — темная лошадка и не исключено, что он может быть связанным с одной, а то и двумя западными спецслужбами.
Возможное подтверждение этих предположений появилось недавно в виртуальном пространстве. На известном сайте, оказывающем услуги видеохостинга, появился ролик, содержащий запись программы-расследования от 14 октября, которая демонстрируется на одном из английских кабельных каналов. В записи содержится беседа с капитаном Полом Бериллом, который представился одним из создателей контрразведки правительства Франции в 70–80-е годы. По его словам, он служил в Группе вмешательства французской жандармерии, освобождал Великую мечеть в Мекке во время теракта 20 ноября 1979 года, руководил крупнейшими частными службами безопасности — «Эпсилон» и «Сикретс», а также служил в арабских странах и в Африке, где был советником президента Руанды.
О Браудере, со слов Берилла, ему известно следующее (перевод, близкий к дословному. — Авт.): «Он американец, который легко поменял национальность, когда приехал в Великобританию, — получил английский паспорт. Браудер сколотил себе состояние за счет России и в ущерб ей. Он проворачивал финансовые операции и захватил инвестиции, которые вывез из России».
Основной источник состояния Браудера, по словам Берилла — это «коррупционные деньги, которыми он пользуется в борьбе против России под директивой ЦРУ».
Берилл объясняет, откуда он почерпнул такую информацию: «У нас имеется полный список осуществленных денежных переводов — информация о том, каким образом деньги ушли из России, прибыли на счета, впоследствии ставшие неприкасаемыми».
Также разведчик разъясняет, что ему известно и о том, для чего предназначены средства, аккумулированные Браудером: «Эти счета и стали резервом для Уильяма Браудера… Довольно неплохо воспользоваться деньгами твоего врага и направить их против него. Он манипулирует адвокатскими конторами, оплачивая им судебные процессы против России, чтобы ее дискредитировать».
Также Берилл озвучивает, что ему известно о целях американской внешней политики: «Доминирование в мире и контроль над всеми источниками энергии — газом, нефтью. Цель Америки — прекратить импорт газа, чтобы понизить жизненный уровень в России. Поэтому запущены проекты по дестабилизации, особенно на Украине. И Уильям Браудер участвует в разработке этих атак, дискредитации России и Путина».
«У меня есть абсолютно документальные доказательства того, что Уильям Браудер является агентом ЦРУ под псевдонимом Соломон, а потом он был передан в руки разведки MI6», – прозвучало в передаче.
К слову, известно, что бывший совладелец фонда Эдмон Сафра погиб в особняке в Монако, где он укрылся под своей охраной после того, как его навестил… Борис Березовский, который, как считают, был связан с MI6.
Видеоролик, о котором идет речь, с интернет-сайта, куда он был залит после программы, исчез. Впрочем, это неудивительно. О том, как спецслужбы осуществляют контроль за всеми информационными ресурсами, открыто поведал всему миру Эдвард Сноуден.
■ ■ ■
Однако можно ли доверять сказанным Бериллом и Соколовым словам? С таким вопросом мы обратились к известному историку спецслужб Олегу Гордиевскому.
— Я уверен, что это попытка скомпрометировать Браудера, — с ходу ответил Гордиевский, который понял, о каком материале идет речь. — Браудер — это американец, очень уважаемый и очень влиятельный человек, умнейший предприниматель. Он является сыном бывшего председателя коммунистической партии Америки. В России он работал в паре с Ходорковским, и, когда начался процесс над ним, Браудер понял, что его тоже могут обвинить и посадить ни за что, поэтому и уехал из России. Завербовать такого крупного предпринимателя ни одна спецслужба не может, во всяком случае, когда я работал в КГБ, был запрет на вербовку людей такого уровня.
Впрочем, зная историю самого Гордиевского, к его утверждениям также стоило бы относиться с большой осторожностью. Он известен как один из самых крупных агентов британской разведки в рядах КГБ. Будучи полковником Первого главного управления КГБ СССР, Гордиевский был завербован англичанами и под псевдонимом OVATION с 1974 по 1985 гг. тайно работал на них. Когда его разоблачили, ему удалось сбежать в Великобританию, где он и живет до сих пор. А на родине Гордиевский был заочно приговорен к смертной казни.
Лина ПАНЧЕНКО.