Газета "Кишиневские новости"

Новости

ЗА ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ ПИЛИ ПРОСТУЮ ВОДУ

ЗА ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ ПИЛИ ПРОСТУЮ ВОДУ
05 июня
00:00 2014

Россия, Белоруссия и Казахстан подписали в Астане исторический договор

На мировой арене появилась но­вая экономическая организация — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Лидеры России, Бе­лоруссии и Казахстана подписали соответствующий договор. Три пост­советских страны выходят на новый уровень интеграции. Торжественная церемония прошла в Астане. Ярче всех выступал не хозяин, Нурсултан Назарбаев, а его гость — Александр Лукашенко. Казалось, он получил все, что хотел. Недовольство Батьки вызвало только то, что после под­писания договора ему поднесли бо­кал простой воды — исторический момент, видимо, требовал чего-то покрепче.

«Господа, уймитесь!» — разносился по Дворцу независимости голос Александра Лу­кашенко. Батька обращался к своим оппонен­там и журналистам, упрекавшим его в прессе в том, что якобы «Лукашенко выторговывает бонусы». В этот раз Александр Григорьевич ничего не выторговывал. Он уже получил все, что хотел. Хоть и не скрывал, что «есть некото­рая неудовлетворенность». Президента Бело­руссии очень волновали пошлины за перера­ботанные нефтепродукты, которые его страна ежегодно возвращает в российский бюджет (порядка четырех млрд долларов). Лукашен­ко настаивал на их отмене. В итоге начиная с 2015 года в бюджете республики Беларусь будет оставаться $1,5 млрд из вывозных та­моженных пошлин. И Батька удовлетворенно заявил: «Жизнь показала, что мы выбрали правильный путь».

Владимир Путин назвал подписание до­говора историческим и эпохальным. И тоже обратился мыслями к прошлому: вспомнил, как ровно двадцать лет назад в стенах Мо­сковского университета Нурсултан Назарбаев первым заговорил о создании Евразийского союза. Так что подписание договора в сто­лице Казахстана не лишено символичности. Кстати, тогда Назарбаев подразумевал вхож­дение в союз России, Белоруссии, Казахста­на, Киргизии и Таджикистана. Украину не по­считал — как в воду глядел.

Параллельно все эти годы шли другие интеграционные процессы. Неискушенный читатель неизбежно запутается в терминах. Началось все в 1993 году с создания Союза Независимых Государств (СНГ). Продолжи­лось в 2000 году созданием ЕврАзЭс. Потом появился и Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии. Теперь все аббре­виатуры можно оставить в стороне, запомнив лишь ЕАЭС. Договоры, подписанные с Тамо­женным союзом, будут переписаны на Евра­зийский.

«Прежде всего союз является экономи­ческим и не затрагивает суверенитеты стран-участниц», — вновь повторил свой излюблен­ный тезис президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И тут же по-восточному красно­речиво назвал союз продолжением «великой летописи добрососедства России, Белорус­сии и Казахстана».

Согласно проекту договора о ЕАЭС, на территории трех стран поэтапно устанав­ливается режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, а также равный доступ к транспортной и энер­гетической инфраструктуре и общие правила таможенно-тарифного регулирования. Вла­димир Путин подчеркнул, что передача от­дельных полномочий национальным органам союза не наносит абсолютно никакого ущерба суверенитету трех стран.

Совокупный объем экономик «тройки» составляет 2,2 триллиона долларов, общий объем выпуска промышленной продукции — 1,5 триллиона долларов, емкость потреби­тельского рынка — 170 миллионов человек. Цифры впечатляют, поэтому неудивительно желание некоторых государств вступить в союз. Виктор Христенко, председатель кол­легии Евразийской экономической комиссии, отметил «очень активное, напористое» жела­ние Армении. Президент этой республики Серж Саргсян действительно очень напори­сто заявил, что за два-три дня готов решить все вопросы. Велики шансы, что до конца 2014 года Армения присоединится к ЕАЭС. Те же перспективы и у Киргизии.

Межгосударственный аналог Центробан­ка (возникнет не раньше 2025 года) будет рас­положен в Алма-Ате. Штаб-квартира Евразий­ской комиссии расположится в Москве, а суд — в Минске. Проект договора о ЕАЭС не пред­усматривает перехода на единую валюту, но декларирует задачу увеличить долю взаимных расчетов в тенге, а также в российских и бело­русских рублях. По итогам 2013 года доля ру­бля в контрактах между тремя странами ЕАЭС составляла 55%. На втором месте — доллар, на третьем — евро. А вот доля национальных валют Белоруссии и Казахстана — не больше 2%.

По итогам договора также был подписан пакет документов, направленных на дальней­шее расширение кооперации по «мирному атому». В том числе меморандум о строитель­стве в Казахстане АЭС с использованием рос­сийских технологий.

Рядовые граждане тоже должны выиграть от создания союза. Например, при оказании медицинских услуг будет применен равный единый подход. То есть если человек забо­леет на территории другой страны, ему будет гарантирован тот же объем медицинской по­мощи, что и на родине. А для тех, кто захочет создать свое дело, политики обещали отсут­ствие ограничений на территории всех трех стран.

Татьяна МЕЛИКЯН.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Сергей АФОНЦЕВ, ведущий специа­лист по международной торговле, ВТО, теории принятия решений и политиче­ским рынкам ИМЭМО РАН, профессор МГИМО:

«Ничего кардинально нового от создания ЕАЭС ждать не стоит. Хотя общее движение вперед и более высокие приоритеты в со­трудничестве налицо. Страны ЕАЭС обещают более четко координировать свою экономи­ческую политику, в том числе в антимоно­польной сфере, в энергетической области, на рынке перемещения рабочей силы. Сделаны определенные шаги к либерализации торгов­ли услугами, в банковском бизнесе, в секторе финансовых организаций. Стоит отметить, что участие России в ЕАЭС не противоречит нормам ВТО, участницей которой также явля­ется наша страна.

Что касается присоединения к ЕАЭС но­вых участников, то здесь есть определенные недоработки. В частности, Киргизии, которая обещает стать участником союза уже в этом году, придется решать проблему единого таможенного тарифа — этой республике придется в значительной степени унифици­ровать свое таможенное законодательство, согласовать таможенный тариф с единым тарифом ЕАЭС.

У Армении, которая также готова всту­пить в новую организацию, вообще нет еди­ных границ со странами ЕАЭС. Теоретически это противоречит возможности участия этого государства в союзе. Впрочем, уверен, что та­кие проблематичные участки будут аккуратно решены в рамках «дорожных карт». Главное, чтобы задачи, которые ставят перед собой страны, были реализованы, а не преврати­лись в очередной политический лозунг».

Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор «Финансовой газеты»: «ЕАЭС — это сле­дующая стадия Таможенного союза. Но ис­пользованы ли все возможности предыдущей организации? Если спросить Белоруссию, то они ответят, что вряд ли. Мы сейчас пытаем­ся построить аналог Евросоюза. Но получится ли это сделать, сказать пока трудно.

С одной стороны, это вынужденная мера: России на фоне украинских событий надо до­казать, что она не одна. Если рассматривать с содержательной точки зрения, то сейчас необходимо дорешать проблемы Таможен­ного союза. Пока мы идем вразнобой даже в акцизах, работая по принципу «взять по максимуму с минимума». Но тут надо думать не только о бюджете. Если мы не научимся учитывать интересы партнеров — Белорус­сии и Казахстана, — то могут возникнуть и «газовые войны». И здесь не стоит совершать ошибок ЕС, который поторопился создать единую валюту евро до того, как согласовал общие условия регулирования финансового и банковского секторов. Тем не менее ЕС, несмотря на обратную волну, самое выдаю­щееся достижение человечества со Второй мировой войны. Поэтому ЕАЭС всегда будет «младшим братом».

Дмитрий ОРЛОВ, гендиректор Агент­ства политических и экономических ком­муникаций: «На мой взгляд, ЕАЭС не яв­ляется альтернативой ЕС, по крайней мере на сегодня. Новый союз решает в первую очередь экономические задачи — создание огромного мощного рынка численностью почти 200 миллионов человек и унифика­ция систем регулирования. Конечно, соз­дание структуры такого масштаба не может не иметь политических последствий: ЕАЭС придется формулировать и выражать свою позицию по актуальным для евразийского пространства вопросам. Но чтобы конкури­ровать с ЕС, новому образованию придется пройти еще очень большой путь. Что каса­ется появления наднациональных органов власти, то это маловероятно. Есть интересы политических элит Белоруссии, Казахстана и в перспективе Армении. Вряд ли они захотят отказываться от суверенитета».

Алексей МАКАРКИН, зам. гендирек­тора Центра политтехнологий: «Я бы не говорил пока об ЕАЭС как о какой-то аль­тернативе ЕС. К союзу на сегодняшний день присоединились даже не все страны СНГ. Что касается перспектив нового объединения, то дальнейшая интеграция имеет экстенсивные и интенсивные ограничения. В частности, о своем намерении вступить в ЕАЭС уже объ­явила Армения. Это значит, что там точно не будет Азербайджана, который может входить только в такие аморфные объединения, как СНГ. Что касается интенсивных ограничений, то они касаются создания межгосударствен­ных органов власти. Такие органы могут вы­полнять только координирующие функции. Если наши партнеры по ЕАЭС почувствуют, что ущемляется их суверенитет, попытки интеграции на политическом уровне будут остановлены».

Николай МАКЕЕВ, Ирина БАДМАЕВА, Елена ЕГОРОВА.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,65+0,20%
EUR19,03+0,18%
GBP22,26+0,11%
UAH0,45+0,11%
RON3,83+0,20%
RUB0,19+0,10%

Курсы валют в MDL на 29.03.2024

Архив