ЕСТЬ ЛИ ПОРОХ В ПОРОШЕНКО?
Первый день после победы на президентских выборах — первая бойня. Один из самых привлекательных символов Украины ХХI века — модернизированный к чемпионату Европы по футболу 2012 года ультрасовременный аэропорт Донецка — пылает из-за войны украинцев против украинцев. Избрание лидером крупного европейского государства — это обычно повод для радостных поздравлений. Но в случае с новоизбранным президентом Украины Петром Порошенко поздравления будут густо сдобрены сочувствием или даже жалостью. Ситуация на Украине была исключительно сложной в абсолютно любой момент ее истории как независимого государства. Но объем задач, которые стоят перед президентом Порошенко, просто поражает воображение.
Петр Порошенко должен спасти экономику Украины, которая сейчас напоминает «Титаник» после столкновения с айсбергом. Новый глава страны должен найти общий язык с той частью Украины, которая больше не считает себя Украиной. Президент Порошенко должен восстановить рабочие отношения с Москвой, не порушив при этом отношений с Западом. Пятый президент независимой Украины должен дать по рукам вооруженным правым радикалам, которые за последние месяцы привыкли считать себя хозяевами страны.
Но все эти амбициозные цели бледнеют перед главной задачей. Порошенко должен вернуть в украинскую политику ту «драгоценную субстанцию», которая сейчас в ней начисто отсутствует, — здравый смысл.
«Все политики одинаковы. Они обещают построить мост там, где нет реки», — сказал как-то бывший руководитель советского государства Никита Хрущев. Но даже если принять за основу эту циничную оценку всех государственных деятелей, то «достижения» украинских политиков за период с конца 2013 года являются чем-то исключительным. В ходе Евромайдана киевские слуги народа не построили ни одного моста. Зато там, где раньше была ровная гладь и пространство для сотрудничества, теперь «красуются» гигантские, непроходимые разломы.
Вся политическая история Украины последних месяцев — это история безумной оргии саморазрушения. Оказавшись в плену пафосных лозунгов и стремления немедленно превратить свою жизнь в сказку, украинцы последовательно уничтожали собственное государство. Страна вела себя как подросток, который, желая что-то доказать другим, режет себе вены.
Я понимаю, что многие украинцы сочтут эти оценки обидными и даже оскорбительными. Но иногда полезно отвлечься от романтических иллюзий и оценить факты во всей их наготе и неприглядности. Украина образца конца 2013 года не была особо счастливой страной. Но у той Украины еще был Крым. В той Украине еще не пролились реки крови. Та Украина еще не знала гражданской войны, восстаний в Донбассе и Луганске, сожжения людей заживо в городе, который всегда считался символом юмора и доброго отношения к жизни.
Украина образца конца мая 2014 года — страна, которая находится на самой грани пропасти. Но при этом общее настроение в Киеве по сравнению с концом 2013 года является скорее эйфорическим. Массовое сознание западной и центральной частей страны отказывается признавать тот факт, что украинское государство переживает самую настоящую национальную катастрофу.
По просторам Интернета сейчас гуляет юмористический стишок, в котором Путина «обвиняют» во всем на свете, вплоть до дождя и града. Применительно к украинскому самосознанию это, с моей точки зрения, в данный момент совсем не юмор. Все проблемы Украины, все последствия собственных бездумных действий в Киеве на автомате объясняют происками России.
Вместо признания объективной реальности мы видим превращение лозунга «Запад нам поможет» в самый настоящий фетиш, а смеси русофобии и путинофобии — в общенациональное «болеутоляющее». Злоупотребление этим «лекарством» — а речь идет именно о злоупотреблении — все глубже погружает страну в трясину.
Задача президента Порошенко — остановить это соскальзывание в трясину и постепенно начать обратный процесс. А для начала новый глава Украины должен дать самому себе ответ на вопрос: что пошло не так? Почему вполне объяснимое желание части общества как можно быстрее «попасть в Европу» привело к столь чудовищным результатам?
Не знаю, к каким выводам придет Петр Порошенко. Но вот моя версия ответа на вопрос. Устройство украинского государства таково, что в нем немыслимы любые резкие движения и во внутренней, и во внешней политике. Украину можно сравнить с лодкой, которая запросто может опрокинуться и при крене вправо, и при крене влево.
Предыдущие лидеры Украины понимали: страна слишком пестра и неоднородна. Она может выжить только при постоянном соблюдении баланса между различными внешнеполитическими партнерами и между различными регионами внутри страны. Но триумф Евромайдана сделал понятия «баланс» и «компромисс» чем-то близким к ругательствам. В последние месяцы мы видим в украинской политике лишь одни резкие движения.
Президент Порошенко должен вернуться к классическим ценностям украинской политики — ценностям компромисса. Это легче сказать, чем сделать. Значительная часть избирателей Порошенко ждет от нового президента не просто продолжения махания шашками, а выведения этого махания на новый уровень.
Но долгосрочные интересы государства не всегда совпадают с сиюминутными чаяниями избирателей. Если Петр Порошенко будет ориентироваться на первое, у него есть шанс преуспеть. Если на второе, то он закончит еще хуже, чем Виктор Янукович.
Михаил РОСТОВСКИЙ.
5 ОБЕЩАНИЙ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА
Об отношениях с Россией: «Мы должны остановить войну, обеспечить мир в Восточной Украине. Сделать это без российского представительства невозможно, встречи с руководством РФ должны быть проведены в первой половине июня».
О Крыме: «Выборы решили вопрос Крыма. Крым будет украинским. Украинской властью будут применены все рычаги. Первое — это юридические рычаги — подготовка исков в международные суды».
Об АТО на юго-востоке: «Антитеррористическая операция кардинально изменится. Будет более эффективной, более короткой… У террористов, совершивших тяжкие преступления, есть два выхода: сдаться и сесть на скамью подсудимых или иметь дело с антитеррористическими подразделениями».
О внешней политике: «Я буду делать все, чтобы в течение одного- двух лет Украина выполнила львиную часть обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС и имела возможность получить перспективу членства в Евросоюзе».
О Яценюке: «Деятельность Арсения Петровича на должности премьер- министра на данном этапе удачна… Никаких планов относительно смены руководства правительства я не имею».