Валерий Демидецкий: «В сорок пятом победители вошли в Европу с гордо поднятой головой»
Им и в страшном сне не могло присниться, что через полвека их дети и внуки будут ездить туда с протянутой рукой
В канун Дня Победы на вопросы нашего корреспондента ответил глава представительства ИТАР-ТАССвМолдове, вице-председатель Центра развития независимого телевидения Валерий Демидецкий.
– ВОВ закончилась в 1945-м, но нет ли у вас ощущения, что страна, в которой мы живем, и сегодня находится в состоянии войны?
– Национал-радикалы вновь спровоцировали в обществе грязную дискуссию – надо ли нам праздновать День Победы. Попытки заменить его новомодным европейским праздником делаются с целью хоть как-то «разогреть» накануне выборов электорат, большая часть которого разуверилась в политиках, которые прикрывают антироссийской риторикой банальное воровство.
Впереди опять будет та же компания маргиналов – Гуцу, Павличенко, Оноже – а также «продвинутые» политологи из так называемых «неправительственных» организаций, деятельность которых оплачивают правительства других стран.
– В чем едины «открыватели новых истин» о ВОВ и Победе?
– У них одна задача – вбить в головы нашей молодежи миф, что «войну спровоцировали преступные режимы Гитлера и Сталина». А мир народам принесли исключительно представители «западных демократий», которые за ширмой разговоров о демократических ценностях, соблюдении международного права сегодня действуют, исходя из так называемого права силы, безнаказанно убивая ради наживы сотни тысяч людей в бывшей Югославии, Ираке, Ливии, Афганистане, Сирии, других горячих точках планеты. Нас пытаются убедить, что войну развязал Сталин, который хотел напасть на несчастного Гитлера. Есть недоумки, которые, наслушавшись этой чуши, даже утверждают, что в этом случае мы бы катались на «Мерседесах» и пили баварское пиво. О замученных в концлагерях миллионах мирных людей, газе Циклон-Б, крематориях, опытах на детях доктора Менгеле, о Холокосте и других леденящих душу преступлениях фашизма они и слышать не хотят. Вы прочитаете в наших учебниках о том, что, по данным международной комиссии во главе с лауреатом Нобелевской премии писателем Эли Визелем, только на территории Молдавии и Одесской области в период оккупации фашистами были убиты около 400 тыс. евреев. Власти Румынии сначала не признавали своего участия в Холокосте, возлагая всю вину за геноцид на нацистскую Германию. Но в 2004 году под давлением международного сообщества президент Ион Илиеску все же принес официальные извинения…
– На Ваш взгляд, Победа – это серия удачных военных операций или нечто иное? В чем чудо одоления фашистов в ВОВ?
– Наши отцы и деды, которые ценой неимоверных усилий и жертв, сломали хребет мощнейшему в мире военному монстру Гитлера, на который работал весь промышленный потенциал порабощенной фашистами Европы. Нелишне напомнить, что в составе многомиллионной армады, вторгшейся 22 июня на нашу землю под лозунгами «нового европейского порядка», были не только немецкие, но и румынские, венгерские, итальянские, финские армии, дивизии испанцев, поляков, французов, чехов, хорватов, представители других порабощенных Гитлером европейских стран.
Общеизвестен факт, что до высадки союзников в Нормандии в 1944 году, основные боевые действия почти четыре года шли именно на восточном фронте. Здесь, а не на полях Франции и пустынях Северной Африки полегло три четверти солдат Вермахта. Да, США, Британия и другие страны были союзниками СССР, оказывали нам помощь по ленд-лизу. Но эта помощь составила всего 7 процентов от вооружений Советской Армии. Мало кто из нашей молодежи знает имена Косыгина, Ванникова, Устинова и других легендарных наркомов, которые в считанные месяцы переправили за Урал тысячи заводов. Начав работать «с колес», часто под открытым небом, эти предприятия уже к концу 1942 года обеспечили Красную Армию всем необходимым для Победы. Мне посчастливилось видеть этих великих людей. Их нельзя сравнивать с нашими «менеджерами», некоторые из которых известны только как специалисты по тому, «что где плохо лежит».
Но даже эти наркомы ничего бы не сделали без людей, которые ничего не жалели для фронта, работали по нескольку смен, часто на морозе, недоедая. Чем оценить подвиг подростков, которые становились к станку, подкладывая под ноги ящик? И как назвать тех, кто пытается очернить их память?
Всего за пятнадцать лет после войны наши отцы и деды справились с разрухой, открыли миру дорогу в космос, построили ракетно-ядерный щит, благодаря которому никому и в голову не придет устроить в России то, что сделали с Югославией. Наше поколение за такой же срок без всякой войны по советам заезжих дядей умудрилось сделать страну самой нищей в Европе, изгнав из нее почти половину населения.
– Советские люди 45-го года. Какими они были, о чем мечтали, к чему стремились?
– Они не делили себя на «москалей» и «хохлов». В Советской Армии воевали представители сотен национальностей. А в бой их вел не только русский Жуков, но и еврей Черняховский, армянин Баграмян, поляк Рокоссовский, украинец Тимошенко и верховный главнокомандующий – грузин. Кстати, даже новое руководство Украины, пришедшее к власти на штыках «правого сектора» и других почитателей Бандеры, не рискнули плюнуть на память советских солдат. И Турчинов, и Яценюк, и Тимошенко в эти дни срочно рассылают телеграммы приветствия ветеранам в Одессу, Харьков и Донецк. Интересно, как они проведут этот праздник в Киеве в компании с Ярошем?..
И лидеры стран ЕС, где некоторые наши «политологи» получают деньги за то, что поливают помоями память наших отцов и дедов, не рискнут опуститься до такой низости. 9 мая немцы придут с цветами к памятнику советскому воину-освободителю в берлинском Трептов-парке, чтобы почтить память тех, кто освободил мир от фашизма. Ни Бараку Обаме, ни Ангеле Меркель и в голову не придет надругаться над этой памятью. У наших продажных политиков и политологов память оказалась короткой…
– Очевидно, что память о ВОВ уходит из школьных учебников. А что приходит взамен?
– Мне как-то попался такой учебник, в котором утверждается, что все наши беды начались с пакта Молотова-Риббентропа. Там ни слова не сказано о том, что еще за год до этого именно лидеры «западных демократий» благословили Гитлера на захват Австрии и подписали с ним Мюнхенский сговор, не только развязавший фашистам руки для войны в Европе, но и прямо подталкивающий к нападению на СССР. О нравах этих лидеров красноречиво говорит и тот факт, что именно Черчилль четыре года затягивал открытие второго фронта в Европе, чтобы обескровить Советский Союз. А затем направил Сталину знаменитую записку о послевоенном разделе Восточной Европы, в которой предложил обменять Румынию на Грецию. Тот же Черчилль произнес знаменитую речь в Фултоне, давшую старт «холодной войне» и изнурительной для лежавшего в руинах СССР гонке вооружений. Я далек от того, чтобы обелять Сталина и развязанные им репрессии против собственного народа. Но вряд ли кто станет спорить, что он имел дело с хищниками и руководствовался принципом «с волками жить – по-волчьи выть!»
– Нас призывают переосмыслить свое прошлое, связанное с ВОВ и Победой. Переосмыслить как?
– Некоторые политологи утверждают, что празднование Дня Победы унижает наших соотечественников, которые воевали на стороне королевской Румынии. Да, юный румынский король Михай не мог помешать диктатору Антонеску отправить сотни тысяч солдат на бесславную гибель под Одессой, в Крыму и под Сталинградом. Но уже в 1942 году румынский монарх через доверенных дипломатов начал секретные переговоры с союзниками, пообещав, что при первом удобном случае выступит против Гитлера. Что и сделал в августе 1944 года, когда после Ясско-Кишиневской операции Советская Армия вступила в Румынию. После этого свыше 200 тысяч румынских солдат штурмовали Будапешт, дрались с фашистами на Балатоне. За это короля Михая Сталин наградил орденом Победы, а нынешний глава Румынии Траян Бэсеску назвал монарха «слугой русских».
– Наш народ вправе считать себя среди победителей и чувствовать себя таковым. А что в реальности – материальной и духовной?
– Не так уж много тех, кто воевал, дожили до наших дней. Им нелегко живется с нищенскими пенсиями. Но больше, чем материальные лишения, их тяготит унижение моральное. Им довелось увидеть, как в мирные дни произошло то, чего не удалось военным путем добиться Гитлеру: разрушено все, что они отстояли в самой страшной войне и заново отстроили в тяжелейшие послевоенные годы. В сорок пятом они вошли в Европу с гордо поднятой головой. Им и в страшном сне не могло присниться, что через полвека их дети и внуки будут ездить туда с протянутой рукой.
Майя ИОНКО.