Комрат щелкнул по носу Кишинев
Гагаузам не нужны ни Румыния, ни ЕС, они мечтают о ТС
То, о чем уже два месяца говорили во всей Молдове, свершилось. В Гагаузии прошел референдум. Итоги его никак не могут радовать центральную власть. На избирательные участки вышло 70,4% жителей автономии, и это, заметьте, в середине зимы, при редких в последние годы для южной республики минус 1500 С. Люди, проживающие в регионе, однозначно продемонстрировали свое желание видеть Республику Молдова в составе Таможенного союза. За это проголосовали 68181 человек, или 98,47% от общего числа избирателей. Против оказались только 1056, или 1,52%. Также, в случае присоединения страны к Румынии, Гагаузия должна стать независимым государством. Утвердительный ответ дали 68023 избирателя, что составило 98,9%. «Нет» сказали 1324 человека, или 1,1% местных жителей.
«ПРОТИВ»
Когда Народное собрание Гагаузии (местный аналог парламента) 27 ноября 2013 года единогласно приняло решение о проведении референдума, руководство правящей Коалиции проевропейского правления пребывало в шоке. Представители на местах Либерально-демократической и Демократической партий, составляющих основу КПП, однозначно высказались за организацию плебисцита. В Кишиневе раздумывали месяц, и, не найдя ничего лучшего, прибегли к устрашению Генеральной прокуратурой, возбудив уголовное дело против членов Народного собрания по статье «самоуправство». Основанием послужило решение Комратского районного суда, признавшего намерение проведения референдума незаконным. Правда, во всем этом был один изъян: вердикт вступал в силу 3 февраля, а плебисцит назначили на 2 февраля. Центральная избирательная комиссия отказалась сотрудничать с Комратом. В автономию агитировать за евроинтеграцию ездило практически все высшее руководство страны. Подключили даже Брюссель. В местном университете с лекцией выступил еврокомиссар по вопросам расширения и политике добрососедства Штефан Фюле. Его главный аргумент против восточного курса: уже весной Евросоюз для граждан Молдовы облегчит визовый режим, и гагаузы смогут свободно путешествовать по Европе. Достаточно интересный подход: можно подумать у нас уже все побывали в Киево-Печерской лавре, осмотрели Эрмитаж и отдохнули на озере Байкал, пора на берега Ла-Манша и к Биг-Бену, там всех ждут с распростертыми объятьями. Включился в процесс и Владимир Филат, председатель ЛДПМ, бывший премьер-министр. В одном из интервью он заявил следующее: «Мы имеем дело с попыткой дестабилизировать ситуацию на юге страны, и я твердо убежден, что ответственность за сложившуюся ситуацию несут коммунисты». Конечно, ПКРМ референдум поддержала, но таким же образом поступили в Народном собрании и члены филатовской ЛДПМ. Этот странный факт Владимир Филат разъяснять не стал.
«ЗА»
Основным преимуществом АТО Гагауз Ери (официальное название автономии) в противостоянии центру было удивительное единение политического класса и рядовых людей. Несколько лет мы наблюдали череду склок между главой региона башканом Михаилом Формузалом, с одной стороны, и депутатами Народного собрания с другой. В свою очередь местные народные избранники на заседаниях чуть до рукоприкладства между собой не доходили. Однако референдум на время их объединил, а Штефан Фюле так и не соблазнил. Важной оказалась и поддержка Гагаузской автономии со стороны практически половины районных администраций Республики Молдова. В соседних районах – Тараклийском и Бессарабском – предполагается в ближайшее время по тем же вопросам провести консультативный референдум. Случилось то, чего больше всего опасались в столице – пошла цепная реакция. Перед российским посольством в Кишиневе 2 февраля прошла акция в поддержку референдума, нечто подобное организовали и гагаузы, проживающие в Москве у станции метро «1905 года». Все затраты на плебисцит были покрыты из частных источников. Чрезвычайно редкое явление на постсоветском пространстве: единение предпринимателей и наемных работников. Гражданин Молдовы и России Юрий Якубов за свой счет отправил на родину голосовать более двухсот жителей автономии. Еще до референдума многие обозреватели писали, что именно таким образом создается гражданское общество.
«ЗА» и «ПРОТИВ»
Конечно же апологеты слияния с ЕС критиковали намерение властей автономии провести референдум. Незаконным называл его авторитетный в стране политолог Николай Киртоакэ. После референдума политический аналитик в беседе с корреспондентом «МК» был достаточно сдержан. «То, что происходило в автономии, носило политический характер и вписывается в действие парламентской оппозиции, направленной против евроинтеграции», – отметил Николай Киртоакэ. Молва приписывает инициативу проведения референдума местному активисту Леониду Доброву, уже потом ее подхватили Народное собрание и башкан. Общаясь с корреспондентом «МК», он отметил, что результаты голосования могли быть еще лучше, но, к сожалению, не было печатей, которыми люди привыкли отмечать «да» и «нет». Отметки в бюллетенях делались авторучкой. Уже в понедельник некоторые политики обвинили гагаузов в сепаратизме. «Как они могли до этого додуматься, – возмущался Леонид Добров. – Референдум для того и организовывался, чтобы решить: если Молдова отправится на Луну, Гагаузия остается на Земле. У этих людей больное воображение, хотя некоторых из них понять можно. Они боятся потерять благосклонность Страсбурга, опасаются того, что в стране не будет гей-парадов, да еще и от денежных подношений отлучат. Тогда да, это катастрофа!».
Александр ТОКАРСКИЙ.