Газета "Кишиневские новости"

Общество

СТРАШНЫИ СЫН

06 февраля
20:35 2014

Отпрыск сотрудника cпецслужб ворвался в школу, убил учителя и полицейского и захватил в заложники одноклассников

Наверное, все москвичи, наблю­дая по телевизору за очередной кровавой бойней в американской школе, ловили себя на обыватель­ской, очень понятной любому нормальному человеку мысли: «Слава богу, это не у нас». И при­кидывали — оружие достать негде, люди вокруг все больше добродуш­ные, в каждом учебном заведении есть дяденька-охранник… Авось пронесет.

Не пронесло.

Подросток Сергей, устроивший бойню в Северо-Восточном округе Москвы, в школе 263, очень похож на другого отмороженного стрелка — Дмитрия Виноградова. Тот, напом­ним, 7 ноября 2012 года убил шестерых коллег в аптечном офисе (кстати, в том же округе), за что получил пожизненное лишение свободы. И тогда, и сейчас все поражались — оказыва­ется, в России легко можно легально достать оружие. Почти как в Америке.

Не просто легко — очень легко.

В школе 263 на Отрадной улице внешне нет ничего особенного. Мини-драмы проис­ходили и здесь, как в любом другом учебном заведении. В 2004-м семиклассника зарезали в подъезде — оказалось, такие же отмороз­ки. Увы, вчера эта школа прогремела на всю страну.

Два года назад сюда пришел новый ди­ректор Григорий Титкин. И сразу взялся за безопасность — до этого в учебное заведение не мог войти разве что ленивый. Всё вроде бы сделали с умом: поставили турникеты, как в автобусе, посадили охранника, вход только по пропускам. Но все эти меры оказались бес­полезны.

Десятиклассник Сергей на первые уро­ки не ходил. Наверное, он, как и Виноградов, проснулся в понедельник с мыслью: сегод­ня я его убью. ЕГО — это учителя географии Андрея Николаевича Кириллова. Почему 15- летний недоросль решил застрелить педагога — об этом мы еще поговорим. А пока хроно­логия событий.

11.50. В 10 «А» заканчивается четвертый урок. Кириллов вел три предмета — географию, биологию и экологию. В этот момент Сергей зашел в школу. С собой он нес два «ствола» — малокалиберную винтовку и охотничье ружье. И сразу же вопрос: как подросток мог проне­сти оружие по улице, незаметно от прохожих? Сам он жил на Березовой аллее — это совсем близко, но хоть кто-то ему попадался на пути? Сумку у Сергея никто не видел. Тем не менее первым, кто попытался остановить школь­ника, стал охранник на входе. Он прикрыл турникет и успел нажать тревожную кнопку. А дальше Сергей уже сам вел секьюрити под конвоем в кабинет №2, где шел урок, — слева от входа.

11.55. Подросток сразу же выстрелил в учи­теля — он падает замертво: пуля попала в живот. «Он еще жив?» — спросил Сергей, как будто сам у себя, подходя к педагогу. И тут же сделал еще один выстрел в голову. Ребята в шоке. «Сергей сошел с ума», — написала одна из девочек SMS своей маме. «Я хочу увидеть смерть», — мрачно процедил убийца своим ровесникам.

12.00. В школе появляются полицейские. На вызов приехал наряд из 1-го отдела вне­ведомственной охраны УВД СВАО и патруль­ные из ОМВД «Отрадное». В составе нарядов прибыли прапорщик ОВО Сергей Бушуев и старший сержант ППС Владимир Крохин. Они пошли по коридору в сторону класса, но не успели ничего предпринять — Сергей от­крыл огонь. Всего он сделал 11 выстрелов, причем палил прицельно по головам. Бушуев погиб на месте. Крохин в тяжелом состоянии был госпитализирован.

12.05. Школу экстренно эвакуировали. На место прибыли министр внутренних дел Владимир Ко­локольцев, городское начальство, представите­ли Следственного комитета. Вызвали родителей Сергея.

13.00. Отец школьника Виктор Васильевич сна­чала позвонил ему по телефону. Умолял выбро­сить оружие в окно и сдаться — не помогло. Тогда мужчина (по одним данным — потомственный че­кист, его отец служил в КГБ, по другим — сотруд­ник Департамента экономической безопасности МВД), облачился в бронежилет и вошел в класс. «Не порти себе жизнь, что ты делаешь», — сказал он сыну. Сергей сначала отпустил школьников, потом сдался.

13.30. Шокированных детей отправили в управу, там с ними побеседовали психологи. А с Сергеем начали работать следователи. Так закончился этот страшный учебный день.

Ученик-убийца

Сергей был гордостью семьи, в 5 лет по­шел в школу. Учился всегда хорошо, многие называли его вундеркиндом.

— Мы были удивлены, когда в классе он однажды расплакался из-за плохой отметки. С психикой у него было явно не все в поряд­ке, — говорит одноклассница Елена. — Он мог остановиться внезапно и долгое время смотреть в одну точку. Также одна из дево­чек рассказывала, что однажды на уроке, когда учитель не согласился с высказанной им позицией, сказав, что она ошибочна, он, оскорбившись, сбросил учебник с парты. По словам ребят, он с ними не участвовал ни в каких неформальных мероприятиях: не тусо­вался вместе на квартирах, не имел интереса к девушкам.

Несчастной любви у него не было. Более того, к девушкам интереса не проявлял, а они его также игнорировали.

Одноклассники его сторонились, счита­ли странным. Один парень сказал: достаточно было посмотреть на его выражение лица, что­бы понять, кто он. На что он намекал, догадай­тесь сами. Когда мы спросили ребят, дружили ли они с ним, нам ответили: мы к такому бы даже не подошли.

Вожатый школы:

— Парень, хоть и был замкнут, являлся личностью интересующейся, если за что-то брался, то делал это с душой. Но в то же время его нельзя было заставить сделать хоть что- то, к чему у него нет интереса. Был типичный ботан. Чтобы не казаться хилым, пошел за­ниматься самбо. Его часто из секции забирал дедушка.

Одноклассница Алина:

— А в последнее время он забросил тре­нировки. Не поехал летом на сборы, нам ка­залось, что с ним стало происходить что-то неладное. Сергей изменился, когда в семье появился брат. Нам казалось, что он ревновал своего братишку. Им уже не так восхищались родители.

Обидчивым не был, злопамятным его тоже назвать было нельзя. Ходил с приподня­той прической, которую сам называл «фин­ским домиком».

Одноклассник Саша:

— Все свободное время Сергей проводил дома, играл в компьютерные игры. Никогда не дрался ни с кем. Я знаю, что он постоянно играл в онлайн-игру GTA SA:MP — там в вир­туальном мире GTA играют дети в режиме RolePlay. Смысл — убить как можно больше народу. Думаю, таким образом он решил вы­вести RP-режим в реальный мир.

А на своей страничке в популярной соц­сети застреливший учителя и полицейского школьник размещал познавательные пере­дачи из репертуара естественно-научных кабельных каналов, где демонстрируются невероятные навыки стрельбы. В частно­сти, есть видео, на котором американский стрелок-шоумен Боб Мунден стреляет из ре­вольвера от бедра по двум разнесенным ми­шеням практически одновременно. Заметить, что за долю секунды ковбой-легенда делает два выстрела, можно только при покадровом просмотре. По всей видимости, несовершен­нолетний злоумышленник имел своего рода одержимость оружием и стрельбой.

Учитель-жертва

Погибший Андрей Николаевич Кириллов преподавал в старших классах. Ему было 30 лет. В школе проработал 5 лет. Молодой че­ловек родился в городе Вад Нижегородской области.

Родители Кириллова умерли, брат его отбывает наказание в местах лишения свобо­ды. Кириллов всегда мечтал быть учителем, закончил педагогический институт имени Гайдара и уехал в Москву. Здесь он женился, у него родились два сына (старшему Макси­милиану 4 года, младшему полтора года). Все называют Кириллова очень добрым и мягким педагогом.

Был абсолютно неконфликтным, спокой­ным человеком, очень справедливым, но за­мечали, что свой предмет знал не очень до­сконально.

— Трудно поверить, что Андрей Николае­вич мог вызвать такую негативную реакцию. Мы считали его самым добрым из всех пре­подавателей. Андрей Николаевич был «своим мужиком» на фоне остальных преподавате­лей. Мне он всегда нравился, — вспоминает один из учеников. — Он нам рассказывал, что у него двое детей. Кириллов был хорошим, любящим отцом, это было видно. Много мог рассказывать о своей семье с улыбкой на лице. Мог помочь нам в любом деле, если это требовалось. Интересовался, все ли у нас в порядке, а только потом уже начинал занятия. Оценки Андрей Николаевич никогда не зани­жал. Наоборот, если он видел, что ученик ста­рается, он завышает ему оценку. И зная, что остальные оценки у учеников хорошие, он не портил дневник, даже если мы это и заслужи­ли. Мы его очень любили и с удовольствием посещали его уроки географии. Он был до­брым, а главное, справедливым учителем.

— Помню, задавал он много, и когда я в силу своей занятости хоккеем не успевал что- то делать, он всегда прощал, плохих отметок не ставил. «Двоек» по его предмету — геогра­фии и биологии — ни у кого не было. Он просто не ставил таких отметок. В положение учени­ков всегда входил. Мне так и говорил: «Я тебе плохую отметку не поставлю, ну ты уже выучи все, не подставляй меня». И ясное дело — в журнал ставил мне завышенный балл. Я всег­да потом приносил сделанный материал, не хотел его подводить, хотя понимал — отмет­ка в журнале уже стоит. Одно время Андрей Николаевич преподавал технологию — очень разносторонний человек был, нам казалось, он может вести любой урок. Если ребятам надо было идти чистить снег, он вместе со всеми брал лопату и тоже выходил на убор­ку территории. Его уроки всегда были инте­ресные, ребята старались их не прогуливать, атмосфера в классе всегда стояла легкая и непринужденная, он ведь даже голос никогда не повышал.

Конфликт: учитель — ученик

— Некоторым нашим ребятам казалось, что у Кириллова были отклонения в ориента­ции, — говорит одноклассник убийцы. — Соб­ственно, «некоторым» — это Сереге: он был яростным гомофобом. Никогда не скрывал это. Потому постоянно обзывал географа «го­миком». Пару раз я таки врезал Сереге после очередного оскорбления в адрес географа. На что Серега отреагировал жестко: «Я тебе еще покажу, пожалеешь о своих словах». И еще постоянно твердил: «Была бы возмож­ность, расстрелял бы всех голубых и тех, кто их защищает».

Есть и другая, так сказать, полуофициаль­ная версия конфликта — «двойка» по геогра­фии в дневнике у Сергея. Поскольку парень шел на медаль, даже текущая неудовлетвори­тельная оценка могла испортить ему, скажем так, карьеру. Но фактически «двойку» никто не видел: если она и была, то в журнал ее Ки­риллов не занес. Да и с показаниями опро­шенных нами детей это не очень вяжется. На­пряженные отношения с учителем географии якобы возникли после того, как Сергей уличил Андрея Николаевича в какой-то неточности. После этого подросток перестал посещать уроки.

И снова ловишь себя на мысли: как все это похоже на «русского Брейвика» Виноградова! Обозленный на весь мир подросток, которого, кроме собственной персоны, не интересует ничего. Вечно занятые, постоянно отвлекающиеся на младшего сына родители. Мечты папы, чтобы старший сын вырос настоящим мужиком, как и он сам, и его отец. Жела­ние выделиться среди одноклассников — пусть не силой, не успехами у девчонок, так знаниями. Плюс компьютерные игры. Плюс любовь к «стрелялкам» (пристра­стие к оружию перешло «в наследство» от папы: он научил сына стрелять). Вот набор адских компонентов для той бом­бы, которую Сергей взорвал в московской школе.

Ирина БОБРОВА, Светлана САМОДЕЛОВА, Владимир СЕДОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,85+0,20%
EUR19,14+0,14%
GBP22,31+0,11%
UAH0,45+0,23%
RON3,85+0,14%
RUB0,19+0,20%

Курсы валют в MDL на 26.04.2024

Архив