Выпускников перед экзаменами проверят металлоискателями
Явно осмелев после итогов БАКа-2013 (не сдали экзамены более 30% выпускников), министерство образования, возглавляемое Майей Санду, озвучило регламент БАКа-2014
В кратком изложении он выглядит следующим образом: выпускников перед экзаменами станут проверять металлоискателями – а вдруг они в укромных местах припрячут нечто запрещенное? Метода обыска та же, что и при задержании бандюков и воров. Одним словом, «шмон» в действии!
Если же, как сказано в регламенте, факт мошенничества со стороны выпускника будет установлен, результаты экзаменов подлежат аннулированию, а пересдать их можно будет только через год.
Далее.
Так как записи видеокамер, судя по всему, будут сохраняться не один год («вещдоки» все-таки), а чиновники от образования могут просматривать их сколько душе угодно, то они, имеем в виду чиновников, обнаружив «что-то эдакое» спустя год или два, в полном праве подать на уже бывшего выпускника в суд и отобрать у него диплом.
А что думают о новом регламенте прежде всего руководители школ?
Ирина БОГАЧУК, директор лицея им. Натальи Георгиу: «Скоро и учителей будут через металлоискатели пропускать!»
– Цель предпринимаемых властью мер очевидна: чем больше необразованных и безропотных граждан будет в нашей стране, тем для Европы лучше, потому что ей, как известно, нужна только рабочая сила, а не дипломированные специалисты. Не удивлюсь, если скоро и учителей будут через металлоискатели пропускать.
На экзаменах в прошлом году дело доходило до полной нелепости: проверяющие так «бдили», что учителям некуда было даже сумки повесить – а вдруг в них припрятаны шпаргалки! Не случайно же многие сельские учителя не хотели присутствовать на экзаменах. А с видеокамерами сколько проблем было! В начале октября звонит полицейский и приглашает меня зайти для беседы. Оказывается, прокуратура завела уголовное дело на руководство той фирмы, которая устанавливала нам видеокамеры. Но какое отношение имеют директора школ к установке видеокамер? Мы хорошо помним, что раньше экзамены проходили в приподнятой и даже праздничной атмосфере, а в нынешние времена – сплошной сыск и подозрительность.
Кроме того, нынче ответственность за все не решаемые властью серьезные проблемы системы образования перекладывают на школу.
К примеру, сколько можно говорить о том, что двенадцатый год обучения в лицее – лишний? Учебная программа вполне укладывается в одиннадцать лет! Мы также убеждены в том, что директором школы должен быть только педагог! Не случайно же экономиста Майю Санду в народе называют «американской машиной», а «браво» ей произносят только те, кто судит о жизни школы из окна служебного автомобиля.
Если же, согласно новому Кодексу образования, директорами школ будут назначаться так называемые деловые люди, то нетрудно представить, во что может превратиться наше образование. К примеру, приходит в школу бывший «браток» – в хорошем костюме и с широкой улыбкой на устах. Обаял начальство, пообещал процветание коллективу – и уже директор! А что будет дальше – уже никого не интересует?
Павел МАКАРЬ, директор лицея имени академика Сибирского, доктор физико-математических наук: «Не знаю ни одной успешной страны, где бы образованием руководили непедагоги»
– Поневоле вспоминается один эпизод из биографии выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко: однажды он доверил юноше с очень сомнительным прошлым получить большую сумму денег и доставить их в колонию. И не ошибся, потому что доверие и доброжелательное отношение к воспитуемому – один из главных факторов созидания души. Нетрудно представить, с каким настроением отправится выпускник на экзамен, после того как он будет «обыскан» металлоискателем. Также я категорически против проведения выпускных экзаменов в спортзалах, столовых, куда буквально «загоняют» по сто и более человек. Почему?
Проходит часа два после начала экзамена, и начинается хождение туда-сюда. Шум, жара, духота – можно ли в такой обстановке сосредоточиться?
В свое время я побывал на выпускных экзаменах в одной из московских школ, так там в каждой аудитории не более 8-10 человек, обстановка спокойная и доброжелательная, и никаких «набегов» проверяющих.
Поражаюсь и тому, что даже после получения диплома бакалавра нашими выпускниками их пугают судами и другими карами за возможное списывание.
В связи с этим хочу напомнить, что, согласно регламенту, экзаменационные работы хранятся только тридцать дней, поэтому непонятно, каким же это образом выпускников станут выводить на «чистую воду».
Пользуясь случаем, считаю необходимым высказать свое мнение и по поводу некоторых положений нового проекта Кодекса об образовании. Замечу, что хотя с его содержанием педагогический корпус нашей страны пока не ознакомлен, тем не менее многие принципиально важные вопросы, в нем изложенные, уже решили без нас.
Крайне удивляет положение о том, что итоги работы учителя будут оцениваться каждый год. Неужели для руководства Министерства является секретом тот непреложный факт, что деятельность педагога оценивается ежедневно и ежечасно – прежде всего его учениками, родителями – всеми, кто так или иначе связан со школой?!
Известный американский психолог Владимир Маслов утверждал, что каждый из нас руководствуется по жизни пирамидой потребностей, где на первом месте самые жизненно важные, а далее – сознание собственной защищенности, исключающее постоянный страх. Судя по содержанию нового Кодекса об образовании, нас, педагогов, хотят держать в постоянном страхе и в вечных тревогах и тем самым лишают желания творить.
Еще одна проблема, надуманная и «привязанная» к современной школе. Имею в виду не сам факт назначения директоров школ по конкурсу, а ту опасность, которая таится в этом обтекаемом положении – особенно если иметь в виду реалии нашей жизни. Не придет ли время, когда каждая политическая партия будет стремиться «продвинуть» в директора своего человека?
Не знаю ни одной успешной страны, где бы образованием руководили не педагоги.
Подготовила Майя ИОНКО.