«Главное – мы, безусловно, придем к власти». Владимир Воронин.
В минувшую среду, Владимир Воронин встретился с представителями изданий «The Economist», «EUobserver» и экспертами. Они приехали в Кишинев с ознакомительным визитом в рамках проекта Американского Фонда Маршалла «Германия-США». Да, эта организация именно так и называется. Последний раз в таком же формате третий президент страны встречался с западными журналистами пять лет назад. Как и тогда, ему было о чем рассказать.
-Сейчас в стране идут дискуссии о том, что ожидает Молдову: «Светлая Европейская перспектива или возвращение в лоно влияния России». Будущий саммит в Вильнюсе вроде бы должен ответить на этот вопрос. Скажу прямо: нужно быть циником либо обладать большим чувством юмора для того, что воспринимать ситуацию именно таким образом. По крайней мере, когда речь идет о нашей стране, о Молдове.
Мы не согласны в принципе с такой постановкой вопроса. Альтернатива выглядит иначе. И она не имеет практически никакого отношения к теме выбора между Востоком и Западом. Формулируется она нами проще: либо страна и дальше останется государством, захваченным олигархами и криминалом, открыто уничтожающими демократическую систему (от конституции до избирательной системы), либо в Молдове начнутся демократические перемены. Либо народ страны решительно добьется уважения к праву, соблюдению верховенства закона, к независимости судебной системы, территориальной целостности и к полной независимости страны, либо Молдова исчезнет как государство. Таков выбор.
Аргументы.
Первое. За последние четыре года в стране стало очень плохо. В день из Молдовы уезжают в среднем до 500 человек. Причем в последнее время покидают они Молдову в восточном направлении. Власть закрывает больницы, школы, детские сады, учреждения культуры. На фоне дикого и неуправляемого роста цен и ликвидации рабочих мест мы видим гигантскую финансовую поддержку ЕС и МВФ. Но почти вся эта помощь мгновенно оборачивается исключительно в элитную недвижимость за пределами Молдовы и в самой стране. Власть криминализирована и цинична до беспредела и отсутствия хоть какого-то приличия и совести.
Обратите внимание: в апреле этого года премьер Филат был снят с должности за коррупцию всего своего правительства, спикер парламента Лупу был снят за нарушение конституции, вице-спикер Плахотнюк был снят за подчинение личным интересам прокуратуры и судов. И что? После этого все они вновь объединились, практически в том же составе правительства, и только уже из альянса переименовались в «Коалицию за проевропейское правление». Почему после этого надо удивляться, что за европейскую перспективу страны сегодня готовы выступать около 40% граждан, или на 30% меньше, чем в период правления коммунистов с 2001 по 2009 годы? Люди не понимают действия структур ЕС, которые открыто поддерживают коррупционеров и бандитов в Молдове и со скрытой симпатией и поддержкой наблюдают, как в Молдове идут репрессии против Партии коммунистов, против ее сторонников. Запрещают единственный оппозиционный телевизионный канал с миллионной аудиторией, обещают уголовную расправу над депутатами от оппозиции. На все это ЕС не реагирует.
Вот совсем недавно в Молдове произошла череда новых скандалов – в связи с незаконной приватизацией народного банка и государственного аэропорта. В незаконную сделку, прежде всего, вовлечено правительство Лянкэ. Это доказано, и в этом никто не сомневается. Но правительство изо всех сил поддерживается из Брюсселя, а значит – покрывается коррупция в Молдове. Новые скандалы – гибель одного за другим солдат молдавской Национальной армии. При необъясненных обстоятельствах, в мирное время, за последние три года погибли 9 солдат. Но Брюссель вновь покрывает этот скандал, поскольку действующий министр обороны – открытый русофоб и исполняет важную геополитическую функцию и роль в Либеральной партии – борется с «русскими оккупантами».
Второе. Власть обманывает людей, говоря им о том, что после Вильнюса страна станет чуть ли не членом ЕС. Сегодня это – главная «фишка» режима, то чем они обманывают народ. В реальности же получается, что Кишинев, глупо и примитивно исполняя инструкции Брюсселя, установил де-факто границу с Приднестровьем, те есть признал независимость этого региона.
Кроме этого – окончательные похороны остатков молдавской экономики. Нам говорят, что это, мол, не так, что вы, коммунисты все преувеличиваете и драматизируете. Но на этом контраргументы власти заканчиваются. Текст соглашения, которое якобы будет парафировано в Вильнюсе, и все приложения к нему засекречены, скрыты от общественности, от депутатов парламента. И это называется европейская интеграция?! И это демократия?!
А потому резко растет популярность вступления Молдовы в Таможенный Союз. Сегодня этого хотят уже более 60% граждан. Почему? Потому, что Таможенный Союз предлагает развитие, а не выживание. Как это ни парадоксально, Таможенный Союз предлагает возможность модернизации Молдовы, причем до такого уровня, который позволит стране рано или поздно надеяться на полноправное присоединение к общеевропейской семье.
Третье. Молдавские коммунисты – это не только самая авторитетная оппозиционная партия. Сегодня это, на самом деле, самая авторитетная политическая сила. И это знают и признают все в стране, и не только. Последний наш рейтинг, несмотря на репрессии и давление, в два раза больше, чем у всех партий, представленных в парламенте, вместе взятых.
Все знают, что мы – партия еврокоммунистов. И что средний возраст членов партии – 38 лет, что мы ярые поборники демократических преобразований в стране, что у нас есть ясная, поддерживаемая избирателем и исполнимая социально-экономическая программа. И самое главное – мы, безусловно, придем к власти.
В первую очередь мы принципиально пересмотрим принципы европейской политики для Молдовы. Стране нужна европейская модернизация, а не геополитическая лояльность на восточных рубежах ЕС. Мы откажемся от политики единой Зоны свободной торговли и будем говорить об иных условиях экономического развития для Молдовы, имея в виду наличие приднестровской проблемы. Мы ликвидируем псевдограницу на Днестре и решим с Украиной вопрос о совместном контроле на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Мы нанесем удар по олигархам, коррупции и преступности – это вопрос первоочередной, главный и зависит, в первую очередь, от политической воли. Мы установим самые тесные, союзные отношения с Таможенным союзом и добьемся того, чтобы энергоресурсы в Молдове не стоили дороже, чем в Румынии и Украине. Без этого, согласитесь, ни о каком экономическом и социальном развитии страны не может быть и речи.
И, конечно же, мы будем решать приднестровский вопрос не путем «цивилизованного развода», как это хочется кому-то в Кишиневе, Бухаресте и Тирасполе, а путем поиска компромисса для воссоздания единой Молдовы. Сейчас уровень решения этой задачи откатился на десятилетия назад. Многое придется начинать с нуля, но мы полны решимости, а главное – у нас есть накопленный опыт и готовые предложения.