«На “Moldova-1” – полный бардак»
Ассоциация по развитию культуры и защите авторских прав “Apollo” бьет тревогу: вице-председатель парламента Владимир Плахотнюк в нарушение законодательства владеет пятью электронными СМИ. Не отстает от него и депутат парламента от Либерально-демократической партии Кирилл Лучинский. Член КСТР Корнелиу Михалаке считает, что граждане Молдовы стали свидетелями информационного монополизма. Об этом он рассказал в интервью корреспонденту “КН”. – Представители “Apollo” заявляют о своей готовности дойти до Европейского суда по правам человека в поисках справедливости. Обоснованы ли их претензии?
– Когда альянс пришел к власти, одной из первых инициатив стало изменение статьи закона, которая предусматривает, сколько лицензий может иметь юридическое лицо. До изменения закона одно юридическое лицо могло владеть только двумя лицензиями. Парламентарии изменили эту цифру на 5. В то же время одно физическое лицо может быть учредителем двух юридических лиц. То есть число возможного количества лицензий возрастает до 10.
– То есть, если у Плахотнюка есть две компании, и у каждой из них по 5 лицензий, это можно назвать законным?
– Исходя из поправок, которые были внесены, – да. Но закон можно интерпретировать по-разному. Скажу, как я его понимаю. Я думаю, что пять лицензий одного юридического лица должны касаться одного контента. Возьмем, к примеру, российский Первый канал. У него есть масса других каналов – музыкальный, детский и так далее. Но все они относятся к Первому каналу. Или телеканал Россия. Есть Россия-Планета, Россия-2. В Румынии есть “Antena 1”, “Antena 2”, “Antena 3”… Я считаю, что это нормально. Члены Координационного совета, контролируемые Плахотнюком, считают, что можно иметь до 5 разных лицензий, то есть это может быть 5 разных каналов или радиостанций. Я думаю, что это неправильно.
– Ни для кого не секрет, что Плахотнюку принадлежит и “Prime”, и “2 plus”, и другие вещатели. Кирилл Лучинский – хозяин “TV-7”, «ТНТ». Неужели Кодекс о телевидении и радио не ограничивает политиков во владении СМИ?
– Законом предусмотрено, что учредителем телекомпании не может быть политическая партия. Так что в этом смысле им предъявить нечего.
– То есть, Плахотнюк в очередной раз выйдет сухим из воды, даже несмотря на обращение организации в суд?
– Я бы обратился к обществу с другим вопросом. Считает ли оно нормальным, когда человек владеет тремя телеканалами с национальным покрытием из пяти? Очевидно, что закон могут изменить под медиа-магната в любой момент, тем более если он первый вице-председатель парламента и контролирует две партии: ДПМ и ЛП.
– А что говорит европейское законодательство? Сколькими лицензиями может обладать юридическое лицо в других странах?
– К сожалению, я не располагаю такой информацией, но я уверен, что такого, как у нас, больше нет нигде в мире. Повторюсь: это беспрецедентная ситуация, когда три канала с национальным покрытием из пяти существующих принадлежат одному человеку. Это – информационный монополизм.
– А на каких основаниях изменили эту статью закона? Были какие-то весомые аргументы?
– Когда меняли закон, с членами КСТР даже не сочли нужным проконсультироваться. Законы пишут те, кто имеет определенные интересы. Так что удивляться внесенным поправкам не стоит. С точки зрения плюрализма, о котором мы так любим говорить, это, конечно же, ненормально.
– Раз уж мы говорим о том, что творится на медиа-рынке Молдовы, нельзя не обратить внимание на ситуацию с общественным телерадиовещателем. На заседаниях КСТР Вы неоднократно отмечали, что она катастрофическая…
– На “Moldova-1” – полный бардак. Вы знаете, что по собственному желанию уволилась директор Анжела Сырбу, а нового руководителя до сих пор нет. Большие проблемы и с Наблюдательным советом. В нем всего пять членов из девяти. Парламент не выбирает новых, а все потому, что между Плахотнюком и Филатом идет борьба за общественное телевидение. Ситуация ужасная. Все мониторинги свидетельствуют, что оппозиции уделяется всего 3-4% эфирного времени. На канале доминируют националистические настроения.
– Почему члены КСТР не обращают на это никакого внимания?
– Я запросил Координационный совет о проведении мониторинга новостного блока “Moldova 1”. Мы должны были обсудить это на последнем заседании. Но руководство общественного телерадиовещателя нас игнорирует. Они работают напрямую с политическими лидерами. Им увеличили бюджет на несколько десятков миллионов леев, но продукт не изменился. Куда уходят эти деньги, а это около 80 миллионов в год? Они работают против общества, но на своего нынешнего хозяина – Гимпу. А это значит, что и на его кукловода – Плахотнюка, который таким образом, по сути, контролирует и “Moldova 1”.
Беседовала
Елена КОНСТАНТИНОВА.