Газета "Кишиневские новости"

Общество

Оккупация как фактор прогресса?

18 мая
18:05 2012


«Что потеряла Бессарабия от присоединения к России? Лишилась счастья турецкого владычества? Ушла из-под сени румынского благоденствия? Избавилась, может быть, от участи Албании и Македонии?


Еще понятно, если бы Бессарабия, не будь российской власти, подпала под сень Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии – ну какой угодно просвещенной европейской державы. Можно было бы тогда сочувствовать всяким вздохам и сожалениям. Но от правды не уйдешь. Променяв Румынию или Турцию на Россию, Бессарабия очень мало потеряла. Мы знаем, Румыния сегодня проливает слезы, оделась в траур. Но где она была .., когда Молдавия изнывала под турецким игом? Что сделала она, чтобы дать Молдавии свободу? И если вдуматься серьезно, то, право же, жалеть не о чем. Как бы малы ни были приобретения Бессарабии с переходом к России, все же она не в накладе».



Точка отсчета – 1812-й


Кажется, эти строки написаны сегодня. Между тем это – цитата из газетной публикации вековой давности, когда торжественно отмечалось столетие присоединения Бессарабии к России. Нынче у нас 200-летний юбилей Бухарестского мирного договора между Россией и Турцией, благодаря которому наш край избавился от турецкого ига, три века высасывавшего все соки из этой благодатной земли. И всю неделю мы наблюдаем постыдный фарс, устроенный либералами и унионистами, объявившими последствия этого договора аннексией и оккупацией и организовавшими «траурные» мероприятия. Господин Гимпу и иже с ним даже отправили письмо протеста российскому президенту Владимиру Путину (почему, интересно, не турецкому «султану» – Турцию ведь обвиняют в том, что она неправомерно уступила Бессарабию России?). Сторонники объединения с Румынией в один голос утверждают, что «российская оккупация» способствовала угнетению молдаван.


Однако дело происходило не в дописьменную эпоху, не в летописные времена. И потому по документальным свидетельствам легко проследить: какой была Бессарабия к 1812 году, и какой она стала 20-30-50 лет спустя.


Итак, до 1812 года на территории Молдавского княжества не существовало национальной администрации. Здесь хозяйничали турки-фанариоты. Население всего княжества от Карпат до моря платило дань и турецкому султану, и местным фанариотам, и боярам. Таким образом, крестьяне испытывали тройной гнет. И есть тысячи доказательств того, что молдавские дворяне, духовенство и даже воеводы в период с XV века до начала XIX века обращались к России с просьбой присоединить Молдову. Связано это было также и с желанием воссоединить православную церковь, так как молдаване были со всех сторон окружены католиками и мусульманами. И вот 16 мая 1812 года в Бухаресте Кутузов после ряда побед русской армии вынудил султана Селима заключить мирный договор, согласно которому часть Молдавии между Прутом, Днестром и отчасти Дунаем и Черным морем была присоединена к Российской империи. Предшествовавшая этому событию освободительная война с Турцией продолжалась сто лет (1711-1812).


Бессарабия была включена в состав России в период кризиса феодальной системы, унаследованной от Османской империи. На смену отжившему феодально-крепостническому строю приходил более прогрессивный капитализм. Это благотворно сказалось как на экономике, так и на культуре края. В течение нескольких десятилетий после 1812 года малонаселенные местечки Бессарабии превратились в города со значительно развитыми ремеслом и торговлей. Этому способствовало то обстоятельство, что российское правительство предоставило жителям края ряд существенных льгот.


До середины 60-х гг. XIX века население было освобождено от рекрутской повинности, крестьяне получили налоговые льготы, а купцы – торговые преимущества. После присоединения к России в Бессарабии появилась крупная и средняя буржуазия. Уже к середине XIX века население края увеличилось до 1 млн человек (против 250 тыс. в 1812-м). При этом сельское население возросло на 231%, а городское – на 262%. Сбор зерна на душу населения за 30 лет вырос более чем вдвое.


В связи с ростом площадей под виноградниками Бессарабия в 1846 году дала 3 млн ведер вина и заняла второе место в стране после Ставропольской губернии.


Более благоприятные, чем при турецком владычестве, условия развития экономики привели к тому, что Бессарабия по величине объявленного купеческого капитала в середине 50-х гг. заняла девятое место среди губерний Европейской России.



Дивное преобрадение


Кишинева


Кишинев с 40-х гг. XVII века был монастырской вотчиной. К началу XIX столетия он принадлежал монастырю Галата. Но к 1818 году удалось достигнуть договоренности о безвозмездной передаче Кишинева казне. Он был утвержден как город. Главнокомандующий Дунайской армией адмирал Павел Чичагов, на которого было возложено управление краем, перевез сюда канцелярию и архив российской гражданской администрации в Дунайских княжествах. Город, расположенный в географическом центре края и на пересечении торговых путей, также считался одной из тыловых баз русской армии. Молдавский митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони, сторонник присоединения Бессарабии к России, объявил Кишинев центром своей епархии. В 1818 году город был утвержден административным центром Бессарабской области. Из монастырского местечка, где в 1812 году жили 5-7 тыс. человек, Кишинев к середине столетия по числу населения (63 тыс. человек) встал наравне с крупнейшими городами России, занимая пятое место после Петербурга, Москвы, Одессы и Риги. В России тогда не было районов, где бы хозяйственный прогресс осуществлялся так быстро.


Ко времени присоединения к России Кишинев располагался в излучине Быка, вытянувшись узкой полосой вдоль правого берега реки. Для него были характерны кривые улицы со множеством переулков, без четко определившихся кварталов, полуобвалившиеся глинобитные дома с кривыми заборами из хвороста и камыша, непролазная грязь после дождей и масса пыли в жару. В 20-х годах в новом центре Кишинева, расположенным выше старого города, развернулось строительство крупных зданий. В 1834 году был утвержден первый план застройки Кишинева. И уже в 1839 году профессор изящных искусств и археологии Московского университета Николай Надеждин так описывал свои впечатления от посещения Кишинева: «Ни один из губернских городов Новороссийского края не может выдержать сравнения с областным городом Бессарабии. Какая площадь! Какой великолепный собор! Какие дома! И это так свежо, так ново… Много прекрасных зданий.., больше еще строится. Старая молдавская скорлупа, из которой юный город развертывается, тем резче выказывает его прелесть, тем торжественнее свидетельствует неимоверную быстроту его дивного преображения».



Плоды «русской


оккупации»


Ко времени присоединения Бессарабии к России в Кишиневе не было ни школ, ни просветительских учреждений, ни каких-либо других очагов культуры. Но уже в 1813 году здесь появилось первое учебное заведение – духовная семинария. Преподаватели семинарии подготовили ряд учебных пособий и исследований по истории, статистике, географии Бессарабии, издали на молдавском языке букварь, учебник грамматики, некоторые наглядные пособия. В 1816 году при духовной семинарии был открыт «благородный пансион» для обучения детей дворян и чиновников. Это было первое светское учебное заведение в крае, оно фактически давало среднее образование и просуществовало до основания в 1833 году гимназии. В 1828 году учреждается дирекция народных училищ Бессарабской области. В 1830-м заложен кафедральный собор, освященный 15 октября 1836 года. В 1831 году напечатаны при сенатской типографии законы Бессарабии, собранные Доничем и Арменопуло. В 1832-м при содействии и инициативе городских жителей в Кишиневе открывается первая публичная библиотека, а с 1812 года здесь работала экспедиция Департамента горных и соляных дел, собравшая в течение ряда лет интересные сведения о природных ресурсах края. Начали развиваться наука, молдавская литература, театр и музыка, в 1813 году при митрополии была основана первая типография. Наладили издание газет, на молдавском языке был отпечатан ряд исторических материалов, в том числе «Нормальный контракт» 1846 года – документ, регулировавший отношения между помещиками и крестьянами вплоть до крестьянской реформы 1868 года…


Все эти и другие плоды «русской оккупации» привели к тому, что в конце XIX- начале XX веков Бессарабию иначе, чем «жемчужиной» не называли. Это, кстати, признавал и ряд видных румынских писателей и историков. К примеру, Николай Йорга в своем документальном труде, опубликованном в 1917 году в Бухаресте, опираясь на архивные данные, отмечал: «Несмотря на то, что Пруто-Днестровская Молдова давно является частью России, для молдавского народа это было несомненное освобождение».


Остается добавить, что Румыния как государство образовалась в 1881 году после Берлинского конгресса 1880 года. И хотя княжество Молдавско-Валахское существовало с 1859 года под протекторатом Турции, только после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и подписания Сан-Стефанского мирного договора Румыния получила независимость. И это было оплачено жизнями десятков тысяч русских воинов.


Такая вот оккупация.


Елена РОЙТБУРД.

Курсы валют

USD18,220,00%
EUR19,10+0,59%
GBP22,92+0,39%
UAH0,440,00%
RON3,81–0,04%
RUB0,18+0,58%

Курсы валют в MDL на 24.11.2024

Архив