Газета "Кишиневские новости"

Общество

Нелюбимое дитя школьных реформ

24 февраля
08:37 2012


Типичный «портрет» с натуры школьной мастерской по труду после образовательных реформ: подсобка с ободранными стенами, оборудование позапрошлого века, один молоток на десятерых учащихся.


Сказать, что труд как учебный предмет, нынче элегантно называемый технологическим воспитанием, «благополучно» уничтожен и предан анафеме, – значит не передать и сотой доли того откровенного варварства, с которым расправились энтузиасты образовательных реформ с этим единственным предметом, на уроках по которому школьников учили применять на практике знания, полученные по физике, математике, географии и другим предметам.


И не перестает удивлять «логика» реформаторов, в основу которой положен не одобряемый ни обществом, а это прежде всего родители, ни учительским корпусом, ни самими школьниками принцип «вместо», а не «вместе». Кто спорит: школьные уроки информатики, овладение компьютерной грамотой, постижение тайн Интернета есть веление нынешнего времени, и в этом плане юное поколение преуспевает. Но разумно ли, правильно ли так строить современные школьные программы, чтобы 18-19-летний юноша, покидая школу, не умел самостоятельно починить розетку, вкрутить лампочку или забить молотком гвоздь? Но нынешние выпускники этого делать не умеют!


Соседский мальчик-девятиклассник спрашивает: « А вы не знаете, как позвонить в службу по мелкому ремонту?». На вопрос, что же необходимо срочно починить, отвечает, что в ванной перегорела лампочка, да и кран барахлит. А родители уехали на неделю. И что теперь делать?


Таких мальчиков, у которых руки «растут» не из того места, сегодня – большинство. Но они в том виноваты меньше всего.


Обучение навыкам ручного труда сегодня активно вытесняется из школьной программы, этот предмет заменяется компьютерным и виртуальным миром, а в результате в высшие учебные заведения приходят будущие инженеры, технологи, ничего, абсолютно ничего не умеющие делать своими руками.


Нынешние родители, закончившие школу в советское время, до сих пор с благодарностью вспоминают, что за время учебы они получали рабочие профессии в УПК – учебно-производственных комбинатах, а девочек учили вести домашнее хозяйство. Сегодня же все вышеперечисленное – ушедшая «натура». Да и может ли быть иначе, если на уроки труда (старое название привычней) отводится 45 минут в неделю, то есть всего один урок?! О чем же сегодня плачет сердце школьного трудовика и виден ли ему, педагогу, свет в конце туннеля?


Учитель труда высшей дидактической категории Сергей Георгиевич Рыхлицкий, много лет работающий в лицее имени Титу Майореску – человек неравнодушный, душой болеющий за свой любимый предмет. Вот что он рассказал о нынешнем состоянии преподавания этого предмета в школах.


– Мне трудно объяснить и понять, почему сегодня в учебных программах уроки труда «ужаты» до 45 минут в неделю. Не понимают этого и учащиеся, большинство из которых любит и хочет получать практические навыки, без которых трудно будет обойтись во взрослой жизни.


Вот такой пример. Одно время я работал в другом столичном лицее и помню, что мама одного из учеников, по желанию сына, перевела его к нам, так как, по ее словам, очень важно, чтобы он не был «безруким» всю жизнь.


Но, к великому сожалению, сегодня мы потеряли все то хорошее и полезное, что давали раньше нашим детям уроки труда.


На приобретение необходимого оборудования выделяется всего 500 леев в год! А что на такие деньги можно купить, если за лобзик, который на старые деньги стоил один рубль, теперь надо отдать 35 леев? А как учить ребят художественной резьбе по дереву, металлообработке, не имея в руках необходимых инструментов?


Думаю, все беды в том, что нынче нашему обществу эти проблемы абсолютно неинтересны. Вероятно, многие живут в убеждении, что компьютер и Интернет могут заменить все в нашей жизни, включая и элементарные житейские навыки. Ничего хорошего в такой уверенности нет.


Павел Михайлович Макарь, директор лицея имени академика Сибирского:


– В настоящее время этот предмет воспринимается как обуза, а отсюда отношение школьников к нему. Скажу так: если подростки и умеют что-то делать руками, то чаще всего это не заслуга школы, а «рукастых» родителей, желающих передать полученные ими навыки своим детям.


Раньше на уроках труда ребятам прививали практические навыки, а сегодня они заменены хитроумными модулями, использование которых требует материальных затрат. И если спросить у старшеклассников, какой из школьных предметов для них самый нелюбимый, они назовут урок труда. И к этому нечего добавить.


Ирина Богачук, директор лицея им. Н.Георгиу:


– С преподаванием труда в школах сложилась такая ситуация – и не по нашей вине – что, на мой взгляд, следовало бы перевести этот предмет в разряд факультативных. Одна же из самых болезненных и серьезных проблем состоит в недогруженности самих учителей труда. Оно и понятно: так как труд преподается только с пятого по девятый класс, а учебная нагрузка – один час в неделю, то у учителя труда больше 10-11 учебных часов не выходит, поэтому и приходится им работать в двух-трех лицеях, а это очень непросто.


Хочу заметить, что при всех нынешних проблемах наши учителя труда не опускают рук и часто делают невозможное для того, чтобы дети все-таки получали необходимые практические навыки и умения. Так, наша «трудовичка» Ольга Ананьевна Сидорова, успешно приобщает девочек к вышиванию, аппликации, вязанию, кулинарии. Обидно только то, что сегодня школьный трудовик по сути остается один на один с многочисленными проблемами, решать которые государство не спешит.


К сказанному следует добавить и то, что и в нашей столице уже есть школы, в которых уроки труда вообще не ведутся. Заметим также, что ссылки некоторых «реформаторов» нашего образования на якобы имеющийся мировой и европейский опыт приобщения школьников к труду, где каждому предоставлена полная свобода выбора – «хочу – учусь, а не хочу – мое дело», абсолютно несостоятельны.


А факты таковы: предмет «Технология» изучается в большинстве ведущих стран мира – Франции, Англии, Германии, Швеции, Голландии. Он входит в пятерку обязательных уроков для учеников всех возрастов.


Выходит, «их» детям важно знать не только закон Ома и все про аноды и катоды, но еще и уметь пожарить котлеты или забить гвоздь, а для наших такие знания избыточны?


Так, может, стоит напомнить бабушкин наказ: «Чай, не баре мы, мы – от сохи»?


Майя ИОНКО.

Курсы валют

USD17,80–0,17%
EUR19,03–0,26%
GBP22,17–0,14%
UAH0,45–0,18%
RON3,83–0,25%
RUB0,19–0,14%

Курсы валют в MDL на 24.04.2024

Архив