Газета "Кишиневские новости"

Общество

Рейдеры у власти

20 января
10:15 2012

Как убивают старейшую отрасль экономики Молдовы


Потребительская кооперация – старейшая отрасль национальной экономики. Первые потребительские кооперативы появились в Молдове во второй половине XIX века. С тех пор потребительская кооперация ко времени приобретения республикой независимости стала мощной отраслью.


Потребительская кооперация во всех странах, где она существует, во все времена была школой кооперативной демократии. Все её органы всегда были подотчётны своим пайщикам, членам кооперативов. Трудно переоценить значение потребительской кооперации как организующей сферы для жизни сельского жителя. Во всём мире кооператив создаётся для того, чтобы житель села мог удовлетворить свои насущные потребности по месту жительства.
Казалось бы, с воцарением в стране демократии и рыночных отношений эти прогрессивные тенденции должны только развиваться и укрепляться. Однако произошло всё наоборот. Как раз в современных условиях  завоёванные позиции были полностью утрачены. В упадок пришли практически все отрасли потребительской кооперации.
Каковы же причины катастрофического развала этой важнейшей отрасли экономики страны? Если причиной кризиса в других сферах экономики стала неэффективно проведённая приватизация, то в потребительской кооперации приватизации не было. Собственником всех активов этой отрасли остались пайщики кооперативов. Однако как раз пайщики в течение 1992-2011 годов были совершенно незаконно лишены прав распоряжаться солидной кооперативной собственностью, которая к 1992 году оценивалась в 2 млрд. леев в ценах того периода.
Дело в том, что распоряжаться собственностью кооперативов совершенно бесконтрольно стали руководители отрасли, которые на протяжении последних лет ведут целенаправленные рейдерские атаки на имущество кооперативов всех уровней. Механизм рейдерских захватов собственности пайщиков руководители отрасли придумали и поставили на поток уже более десяти лет назад.
Суть его несложна. Созывается собрание так называемых пайщиков или их уполномоченных, в качестве которых выступают в основном штатные функционеры из потребительских кооперативов и их вышестоящих органов. На собраниях докладывается, что тот или иной объект обветшал и стоимость его оценивается в десятки раз меньше балансовой, поэтому эксплуатировать его далее нет смысла. И предлагается продать его по таким смешным ценам, которые бывают иногда ниже стоимости стройматериалов, какую можно было бы выручить в случае сноса данного объекта.
Вот только некоторые из бесчисленных фактов рейдерских захватов объектов кооперативной собственности. В начале XXI века лучший в республике цех безалкогольных напитков в Дондюшанском районе был продан за сущие бануцы сыну бывшего председателю “Молдкоопа” Павла Дуболара. Продан головной магазин Оргеевского райпотребсоюза в селе Чеколтены всего за 132 тыс. леев, хотя только на его реконструкцию за год до этого было потрачено 1,5 млн. В Рышканах одному из бывших начальников проданы 10 складских помещений за 40 тыс. леев, то есть по стоимости одного склада. За гроши были проданы в селе Заим Каушанского района торговая база, гостиница “Vierul” в  Кишиневе.
Для того, чтобы руководящим рейдерам было удобно захватывать кооперативную собственность, Исполнительное бюро “Молдкоопа” издало распоряжение, которое давало право начальству кооперативных организаций продавать любые объекты, построенные 15 и более лет назад. Разве 15 лет возраст для капитального здания?
Особенно широко этим правом стали пользоваться кооперативные функционеры после того, как главой отрасли был “избран” Василий Карауш, по профессии учитель истории, разваливший до своего выдвижения кооперативную организацию в Хынчештском районе. Именно в Хынчештах господин Карауш отточил методику разворовывания кооперативной собственности, которую он сейчас успешно применяет на государственном уровне.
Став председателем одной из крупнейшей в стране Хынчешсткой кооперативной организации в 1995 году, господин Карауш сначала довёл её до полного банкротства путём массового увольнения специалистов-профессионалов и заменой их места своими приближёнными. Затем началось растаскивание собственности пайщиков.
Причём методы применялись просто детективные. Так, бывший заведующий бойней буквально за одну ночь вывез в неизвестном направлении промышленный холодильник на 18 тонн продукции. И только через год выяснилось, что он установил его на собственной фирме. Ему пришлось заплатить за украденное оборудование, которое господин Карауш оценил в 17 тыс. леев, хотя лишь один двигатель стоил  14 тыс.
По прямому указанию господина Карауша добротный двухэтажный магазин в селе Логанешть был продан как стройматериалы частному лицу, а магазин существует и сегодня. За счёт кооперативных средств новый владелец сделал евроремонт своей квартиры. Бывшему примару Хынчешт господину В. Колца, нанашу своей дочери, Карауш продал по дешёвке прекрасный магазин на первом этаже жилой многоэтажки в центре города Хынчешты, где господин Колца открыл собственную пекарню.
До последнего спасал от уголовной ответственности Карауш заведующего холодильника-фруктохранилища “Коопзаготпрома” В. Мунтяна, который скрыл от бухгалтерского учёта различное оборудование на 520 тыс. леев, сфальсифицировал отчётность о строящемся административном корпусе, состоящем из трех помещений: бани, бассейна и комнаты отдыха. В отчёте Мунтян показал всё это как одно помещение. В остальных он разместил свои частные фирмы, конечно же, без арендной платы. С благословением господ Карауша и Мунтяна из “Коопзаготпрома” “испарились” 7 автомобилей. Зато господин Мунтян неожиданно стал владельцем двух рефрижераторов из  автопарка этой организации, которые затем продал. Всего он нанёс убытка кооперации на 1,167 млн леев, как показала документальная ревизия. Намного позже  Карауш продал Мунтяну знаменитый ресторан “Дубовая роща”. Карауш отказался подписывать документы о направлении материалов в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. И даже потом, когда дело было возбуждено, он сделал всё, чтобы его развалить в суде и спасти Мунтяна от ответственности. И делал это он, видимо, небескорыстно.
Особенно развернулся господин Карауш в последние годы. Так, он навязал исполнительному бюро “Молдкоопа” решения о продаже:
– 24.11.2009 по очень низкой цене – 900 тыс леев – строение по улице Узинелор, 9 в Кишинёве, остаточная стоимость примерно 8 млн. леев;
– 24.11.2009 – цех алкогольных напитков города Теленешты с полноценным оборудованием за 650000 леев;
– 23.03.2010 – здание магазина “Меркурий” города Теленешты, с прилегающим участком в10 соток, по цене – 330000 леев;
– 23.03.2010 – здание магазина “Хозяйственные товары” в селе Иванча (30 км от столицы, зона, пользующаяся спросом для отдыха) по цене 210 тыс. леев, прилегающий участок 0,31 га по цене 18 тыс. леев и другой участок 0,21 га по цене 80 тыс. леев.
Этим же решением открыли зелёный коридор для продажи 20 объектов кооперации из Леова. “Универскооп” выставил на продажу магазины и складские помещения с прилегающими участками, которые были проданы примерно по 2000 леев за сотку. Потребительская кооперация Хынчештского, Яловенского, Резинского, Единецкого, Штефан-Водэ, Шолданештского, Бричанского  районов, района Штефан-Водэ и др. осталась практически без основных средств, большинство магазинов были проданы. Отдельный интерес для компетентных органов может представлять продажа строительной базы города Ватра муниципия Кишинёв за 1,8 млн. леев (решение от 24.11.2009 г). Даже под центральным офисом “Молдкоопа” на бул. Штефан чел Маре в Кишинёве первый этаж господин Карауш сдал в аренду под магазины частным фирмам, хотя на этом бойком месте кооперация могла бы с успехом сама торговать.
Результатом этих и множества других рейдерских атак, предпринятых под руководством господина Карауша, стало то, что если в 1992 году в системе потребительской кооперации насчитывалось почти 7000 предприятий розничной торговли, то сегодня их осталось менее 2000. Куда же делись почти  5000 магазинов? Если допустить, что средняя цена одного торгового предприятия составляла 150 тыс. леев, то по самым скромным подсчётам за них рейдеры от кооперации получили не менее 750 млн. Куда делись эти деньги, если за последние 20 лет пайщикам в виде дивидендов не было выплачено ни одного бана, наоборот, размеры взносов для пайщиков возросли многократно.
А ведь продаёт господин Карауш, а его приближённые присваивают, не только магазины. Возьмём предприятия общественного питания. В 1992 году в отрасли потребительской кооперации насчитывалось 2600 ресторанов и кафе на 190 тыс. мест. Многие из них были построены по оригинальным проектам в национальном стиле, ими по праву гордились жители сёл и районных центров. Сейчас в потребительской кооперации насчитывается чуть более 200 таких “предприятий”. В кавычки это слово взято потому, что эти так называемые точки общественного питания представляют собой просто бары и буфеты при магазинах, где кроме спиртного купить ничего нельзя. А где 2500 ресторанов и кафе? Снова предположим, что их продали за ту же среднюю цену 150 тыс. леев. Куда же делись вырученные от продажи 375 млн? Что от этого получили  пайщики?
Славилась в прошлом система потребкооперации Молдовы и искусством своих хлебопёков, которые не раз получали высшие награды на выставках и презентациях. В 1992 году в хлебопекарной промышленности потребительской кооперации насчитывалось 38 хлебокомбинатов, состоящих из 124 крупных и средних пекарен. Выпекали они в тот период более 300 тыс. тонн различных видов хлеба и кондитерских изделий. Сейчас, в результате “мудрого” руководства господина Карауша, осталось 20 небольших пекарен, выпекающих около 8 тыс. тонн хлеба, или в 37 с лишним раз меньше. Всего в потребкооперации Молдовы насчитывалось в 1992 году 47 промышленных предприятий. Все они или проданы за бесценок или растащены и разворованы.
До полного развала довёл господин Карауш такую важнейшую подотрасль, как система закупок сельскохозяйственной продукции. В 1992 году в потребкооперации насчитывалось 665 приёмо-заготовительных пунктов, входящих в систему семи торгово-закупочных объединений и сорока “Райкоопзаготпромов”. Вся эта система полностью развалена . Если в 1991 году было  заготовлено сельскохозяйственной продукции на сумму около 800 млн. леев, то в настоящее время заготавливается в год на сумму около 65 млн, или менее 1% от производимой в стране сельскохозяйственной продукции. Это просто позор. В то же время объёмы торговли сельхозпродукции, продаваемой на неорганизованных рынках, составляют в общем объёме розничного товарооборота более 50%. Экспертные оценки показывают, что доля сельскохозяйственной продукции, реализуемой частниками (в основном спекулянтами-перекупщиками) составляет не менее 2 млрд. леев в год.
Одной из причин обнищания сельских жителей как раз и является то, что на селе большинство спекулянтов-перекупщиков – это те же кооперативные начальники, прикупившие себе кооперативные объекты. И создают они так называемые “ножницы цен”, закупая  у крестьян сельскохозяйственную продукцию по максимально низким ценам, ниже себестоимости, а на рынках продают её по максимально высоким ценам.
Основные резервы быстрого возрождения потребительской кооперации кроются в вытеснении спекулянтов-перекупщиков и увеличении объёмов закупок у сельскохозяйственных производителей по взаимовыгодным ценам. Резкое увеличение закупок предприятиями потребкооперации привело бы к улучшению всех показателей деятельности отрасли, поскольку это приведёт к росту доходов сельских жителей и, соответственно, к росту розничного товарооборота, увеличению спроса на товары и услуги.
В потребительской кооперации в 1992 году насчитывалось 11 межрайонных оптовых торговых баз, которые бесперебойно обеспечивали розничные торговые предприятия и предприятия общественного питания широким ассортиментом товаров по низким ценам. Сейчас оптовая торговля как подотрасль потребительской кооперации практически ликвидирована. Все межрайонные оптовые базы не функционируют, а их складские площади или проданы за бесценок или сданы в аренду сторонним фирмам.
Если подытожить объёмы хищений собственности в потребительской кооперации, совершенных под руководством господина Карауша, можно сделать вывод, что из двух с лишним млрд. леев основных фондов (подчёркиваем, в ценах первой половины 90-х годов, сейчас эту цифру нужно увеличить в несколько раз) в собственности потребительской кооперации осталось не более 600 млн (в ценах второй половины первого десятилетия XXI века).
А процесс разворовывания не прекращается. Для этого руководящие рейдеры пытаются “совершенствовать” действующее законодательство под свои выгоды. Так, председатель исполнительного бюро “Молдкоопа” Василий Карауш ещё в феврале 2011 года направил в парламентскую комиссию по экономике предложения по модификации Закона о потребительской кооперации. Поправки предусматривают, что членами-пайщиками потребительских кооперативов смогут становиться юридические лица. Таким образом извращается сама суть потребительской кооперации, которая во всём мире создаётся и функционирует для обслуживания индивидуалов, т.е. нужд конкретных людей, путём объединения их в кооперативы.
Ясно, что такие изменения в законе нужны для того, чтобы пайщиками в потребительских кооперативах были в первую очередь фирмы руководителей кооперативов и послушные им штатные функционеры потребкооперации. Уже сейчас в руководящих кругах потребкооперации господствует круговая порука, через которую рядовому пайщику не пробиться.
Практически во все управленческие органы потребкооперации,а также делегатами съездов “избираются” свои люди из состава штатных функционеров или из подкупленных пайщиков, которые штампуют все решения, необходимые для кооперативных рейдеров. Это тем более удобно, что число членов-пайщиков в кооперации сократилось во много раз и сейчас составляет по отчётам около 300 тыс. человек – и то в основном на бумаге. Реально их числа не знает никто. Сельские жители не стремятся стать пайщиками кооперативов, так как никакой выгоды ни в приобретении по льготным ценам товаров и услуг, ни в получении дивидендов не имеют, да и к руководству кооперации их не допускают.
Необходимо отметить, что систему фальсификации “кооперативной демократии” господин Карауш оттачивал на протяжении многих лет. Все отчётно-выборные собрания проходят по тщательно отработанному сценарию. Все роли заранее расписываются – от  состава президиума до выдвижения кандидатов на районные собрания и республиканские съезды потребкооперации. Если бывают какие-либо препятствия в виде недовольства отдельных выступающих, то протоколы фальсифицируются и в списки избранных попадают послушные люди, готовые проголосовать за Карауша и его приближённых. На собраниях и съездах не допускается никакой критики. Все отчётные доклады и постановления причёсаны и приглажены так, чтобы создать благостную картину успехов господина Карауша в рукововдстве отраслью.
Всех конкурентов-претендентов на свое кресло господин Карауш отсекает заранее. На должность председателя исполнительного бюро мог потенциально претендовать ряд  достойных специалистов-профессионалов, но ни одному из кандидатов не удаётся стать кандидатом съезда, их просто не допускают приближённые Карауша.  Сейчас потребительская кооперация Молдовы существует только для удовлетворения растущих потребностей кооперативных функционеров. Потребности же сельских жителей их не интересуют, что вызывает недовольство населения нынешней властью.
Вывод из всего изложенного очевиден.  Потребительскую кооперацию нужно экстренно спасать!! И спасти её можно только радикальными методами, разорвав круговую поруку руководящих рейдеров, устранив их от власти и проведя истинно демократические выборы снизу доверху. А осуществить это без помощи властных структур и правоохранительных органов невозможно, т.к. добровольно функционеры власть не отдадут.
Мы обращаемся к нашему парламенту, правительству, Генеральной прокуратуре, неправительственным организациям, отслеживающим демократические процессы в нашей стране, Международному кооперативному альянсу, Центру по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, гражданскому обществу с призывом срочно вмешаться и не дать погибнуть старейшей отрасли экономики страны.


А. Чобану

Курсы валют

USD17,810,00%
EUR19,11–0,02%
GBP22,28–0,03%
UAH0,450,00%
RON3,84–0,02%
RUB0,190,00%

Курсы валют в MDL на 26.04.2024

Архив