Упыри
Несколько дней назад телекомпания НТВ показала весьма интересный фильм «Приднестровье. Срок для президента». Любопытен он тем, что авторам удалось за 26 минут убедительно рассказать и показать, как Игорь Смирнов и его дети обогащаются за счет российского бюджета и тех средств, что направляются из Москвы малоимущим жителям Левобережья.
Только в 2006 году Российская Федерация выделила региону более 1,5 миллиарда рублей в качестве гуманитарной помощи. «Сумма поступила на счет Приднестровского банка, так как именно он выполняет функции Центрального банка республики, – говорится в фильме. – Однако его руководство, получив деньги, использовало их по собственному усмотрению». Владимир Маркин, руководитель Управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета России, утверждает, что все денежные средства предоставлялись в виде кредитов тираспольскому «Газпромбанку». Из этой суммы 160 миллионов было похищено президентом банка Мариной Смирновой, невесткой Игоря Смирнова, и выведено в оффшор на Кипре. Предварительно деньги отмывались через несколько фирм, находящихся в представительстве Приднестровья в Москве, расположенном по адресу Армянский переулок, 9.
Дальше демонстрируются кадры оперативной съемки обыска в особняке, принадлежащем Олегу, младшему сыну Игоря Смирнова, расположенном в подмосковном поселке Павлово. По оценке специалистов, строение с антикварной мебелью и несколькими автомобилями в гараже стоит около 10 миллионов долларов. В Москве и Вологде Олегу Смирнову и его жене Марине принадлежат несколько элитных квартир. Супруга младшего сына пыталась заняться и политикой: попасть в Государственную думу по спискам партии «Справедливая Россия». Этим планам не суждено было сбыться, Верховный суд поставил перед невесткой Игоря Смирнова барьер: у нее, помимо российского паспорта, оказались еще молдавский и украинский.
Касаясь выборов президента в Приднестровье, бывший военный комендант Тирасполя Михаил Бергман заявил авторам фильма: «Смирнов уйти из власти не может, в противном случае в тюрьме окажется вся его семья». Он, бывший соратник Александра Лебедя, напомнил, что генерал обвинил Игоря Смирнова в махинациях с обменом советских денег на российские. Тогда, по приблизительным оценкам, семейство нажило около 6 миллиардов долларов. Со всех концов бывшего Советского Союза в Тирасполь вагонами шли советские рубли. По инициативе Игоря Смирнова изменён закон о приватизации и в последние 8 лет продано 147 предприятий.
К конкурсу допускались лишь «нужные» люди. Ярким примером подобного рода разгосударствления является продажа МолдГРЭС за 29 миллионов долларов. Новые хозяева реализовали электростанцию уже за 100 миллионов долларов. Владимир Смирнов, генерал-лейтенант, старший сын, – глава местной таможни. Контролирует самые большие денежные потоки в регионе. Занимая столь высокую и ответственную должность, в последние 10 лет безвыездно живет во Франции.
Где большие деньги, там и кровь. В 2006 году Том Зенович был кандидатом на пост президента Приднестровья и мог реально обойти Игоря Смирнова. За несколько дней до выборов, когда Зенович с супругой входили во двор дома, вслед им полетела граната. Семейная пара получила осколочные ранения. Игорь Смирнов на предвыборной прямой оказался единственным. Приводится в фильме еще несколько примеров: исчезали или погибали от рук наемных убийц люди, вставшие на пути местного царька. Николай Бучацкий, редактор приднестровской газеты «Человек и его права», подвел некий печальный итог: «Статус непризнанности – единственный статус, при котором Смирнов может вести себя так, как он ведет себя».
Когда в регионе проходил первый тур выборов, журналисты спросили Игоря Смирнова, как бы он мог прокомментировать все сказанное в фильме «Приднестровье. Срок для президента»? Глава местной администрации пригрозил авторам и телекомпании судом. Интересно, как он станет доказывать, что его старший сын не живет 10 лет во Франции и не является одновременно начальником приднестровской таможни?
Александр ЧУДАК.