Кладбища умерших сел
Ежегодно молдавская глубинка теряет около 10 тысяч жителей. А что дальше? В поисках лучшей доли села покидает молодежь, а старики умирают. Перспектива – более чем тревожная: демографы предупреждают, что если ситуация коренным образом не улучшится, то уже через год-два с географической карты нашей страны исчезнет более сотни сел.
А так как на улучшение ситуации нет никаких надежд, то, следовательно, из 970 имеющихся ныне в нашей стране сел, дай Бог, если останется 750-800. Напомним: в былые времена в Молдове насчитывалось, около 1500 населенных пунктов.
А они, жители умирающих сел, уже давно ни во что и никому не верят и ничего хорошего от власти не ждут. Да что там жители! Здесь и собаки нечасто лают – не на кого, а по пустым и заросшим бурьяном улицам скучно дефилировать даже курам и уткам. Одним словом, тишь, безлюдье вокруг. Говорят, именно в эти обезлюдившие села, чувствуя полную свободу, стали зимой наведываться волки.
Вот такие, отнюдь не заимствованные из фантастических фильмов «картинки», сегодня для нашей, еще недавно цветущей и многолюдной страны, в былые времена занимавшей первое место в Советском Союзе по плотности населения (более ста человек на один квадратный километр!), нынче – страшная реальность. Так, в ста пятидесяти из них сегодня проживает до пятидесяти жителей!
Colo-n vale o fîntînă.
По мнению демографов, лидером в этом печальном «соревновании» является Теленештский район, где «успешно» дышат на ладан сразу несколько сел. Уже не числятся в живых такие села, как Даркауций-Ной Сорокского района, Фрумушика-Ноуэ Флорештского: последние жители здесь умерли еще два-три года назад.
Трудно назвать район Молдовы, которого не коснулась бы эта беда, а результаты последней переписи населения свидетельствуют о том, что ждать улучшений, и тем более при нынешней власти, не приходится. Так, если жители таких малочисленных сел Теленештского района, как Хыртоп, Добружа, Флутора и другие до 2009 года, когда у власти находилась ПКРМ, надеялись на то, что в их селах появится газ, то нынешняя власть им ничего подобного не обещает. Живите – как хотите! Потому и перебираются люди в большие села, райцентры и города, ну а те из них, кому бежать некуда, остаются почти в первобытных условиях доживать свой век.
Не беремся утверждать, что в селе Новая Теница Ново-Аненского района сегодня еще остался хотя бы один житель: еще недавно их было всего одиннадцать, и все – преклонного возраста, а до ближайшего колодца без малого три километра. Пешком, а обратно – с полными ведрами.
«Учились бы,
на умных глядя»…
Объективности ради нельзя не сказать о том, что процесс урбанизации захватил весь мир, в том числе и высокоразвитые страны. И даже самые продвинутые демографы не берутся утверждать, что данное явление – временное. Но вот что при этом показательно: правительства таких стран, как США, Англия, Франция, делают все возможное, чтобы сохранить даже самый малочисленный населенный пункт. Один маленький штрих: в Америке, где детей школьного возраста из маленьких поселков тоже доставляют в окружные школы, автобус подъезжает к каждому фермерскому двору, а в любом из таких населенных пунктов есть медпункт, почта и другие жизненно важные службы – это вам не наш колодец, до которого восьмидесятилетнему человеку надо топать три километра.
Такой же мудрый государственный подход характеризует и большинство стран, приближенных к нам по занимаемой площади и численности населения.
Обратимся к Финляндии, где небольшие поселки – не исключение из правил, а почти правило. Сельские школы там отдалены друг от друга не менее чем на 50 километров, а зимы, как известно, в тех краях – не чета нашим, молдавским, что ни в коей мере не мешает тамошней власти обеспечивать стопроцентный охват бесплатным образованием всех детей школьного возраста – всех, без исключения!
В свое время автор этих строк побывала в Финляндии, наша делегация встречалась с представителями Министерства просвещения страны. Хорошо помню, как на традиционный вопрос о всеобуче государственный чиновник не без юмора заметил, что такого понятия как «неохват» в их маленькой стране в принципе не существует.
А вот в нашей, тоже маленькой, живем именно по этому понятию. А в Таиланде стараются открывать как можно больше школ – независимо от количества учащихся в них. Цель понятна: закрепить людей в сельской местности. Наивные тайцы – в отличие от нынешней нашей власти, «просвещаемой» по лекалам МВФ, полагают, что школа и есть тот культурный и духовный центр, который способствует объединению людей.
В малокомплектных школах Норвегии создаются объединенные классы, в Австралии, в связи с огромным разбросом территорий, практикуют радиоуроки, на Аляске – телевизионные. А во Франции вполне комфортно чувствуют себя и школы, состоящие из одного ученика или ученицы. И никому из «образовательных» чиновников этой страны и в голову не приходит даже подумать о возможности закрытия этого учебного заведения. Наоборот, во многих странах такая ситуация оценивается как вполне нормальное явление.
Заметим, что в настоящее время по уровню образования Финляндия занимает одно из ведущих мест в Европе, а те же Южная Корея, Гонконг и другие небольшие государства, где образование подрастающего поколения является не «одной из», а самой приоритетной задачей, в течение многих лет являют миру блистательные примеры экономического процветания.
Куда плывем?
На этот вопрос у нынешней власти есть четкий ответ: нынче курс в «светлое будущее» Молдове пролагает МВФ. Как велит – так и будет.
Впрочем, почему «будет»? Есть!
Вымирающие села – налицо. Пустующие 250 тысяч гектаров золотых молдавских черноземов и их скупка за копейки предприимчивыми иностранцами – тоже. О закрытии сельских школ уже столько сказано- пересказано, что, кажется, и добавить нечего.
И о вымирающих селах – тоже. Поразмышляем же сообща: возможно ли, реально ли объяснить это коллективное направление мыслей руководства страны простым недомыслием или, как принято говорить, политической наивностью и близорукостью?
Вариант первый: возможно. Но в таком случае нынешним лидерам альянса – им прежде всего – давно пора по примеру одного из королей прежних времен «употребить» свою наивность и недомыслие на благое дело – выращивание капусты – по примеру того же короля.
Вариант второй: она, нынешняя власть, все прекрасно понимает. Но хозяина ослушаться не смеет: какой-никакой, а кормилец. Да и в Европу очень хочется. Даже, невзирая на то, что европейские милости могут привести к тому, что с географической карты исчезнут не только наши села, но и вся страна.
Заметим, что если там в одной малокомплектной школе обучается всего 6-7 учащихся, и причем разных классов, то в классе ставят декодер, спутниковую антенну, большие мониторы и учат детей разумному, доброму, вечному. Во время урока с учащимися находится учитель, выполняющий функции воспитателя. Ведут уроки педагоги, находящиеся в окружной школе. Кроме того, в классе установлены видеокамеры, дающие возможность ученикам задавать во время урока вопросы педагогам.
Майя ИОНКО.