Когда “захватчики” окажутся в тюрьме?
Чиновники старой коррумпированной системы пытаются присягнуть новой власти.
Прошло более месяца с 8 июня, когда парламент в составе социалистов и двух партий, входящих в блок ACUM, приняли декларацию, в которой констатируется захваченный статус молдавского государства. Избиратели с нетерпением ожидали начала чистки авгиевых конюшен госаппарата. Однако вместо экстренного привлечения всех виновных в пособничестве попытки госпереворота проходят вялотекущие и не очень понятные процессы. Пауза затянулась.
Пустая декларация
Отставка Генпрокурора, уход членов Конституционного суда, выход трех человек из Центризбиркома – ложка меда в бочке дегтя. Андрей Нэстасе, который стал главным полицейским страны, совсем недавно с трибуны читал депутатам декларацию: «Парламент Республики Молдова, будучи высшим законодательным органом республики, с сожалением констатирует, что государственные и правовые учреждения и ведомства были захвачены и поражены тотальной коррупцией. Имели место массовые кражи и незаконная приватизация государственного имущества». В перечисленных беззакониях виновны конкретные чиновники. Но не то что о массовых задержаниях, даже об единичных пока не слышно. Изоляторы Службы информации и безопасности, Генеральной прокуратуры – пусты, а сотни чиновников, обслуживавших олигарха, успели подчистить следы преступлений.
Вопросы без ответов
В рамках одной из телепередач общественный деятель Штефан Глигор с возмущением спрашивал: «Я вообще не понимаю, зачем нужно было месяц просить Харунжена (бывший генпрокурор, ред.) уйти в отставку, когда парламентское большинство могло его вывести за неделю. Я не понимаю, почему ближайшее окружение Влада Плахотнюка сегодня в Кишиневе чувствует себя очень вальяжно. Я не понимаю, почему наше парламентское большинство до сегодняшнего дня не вышло с полной концепцией реформирования, реструктуризации судебной власти?». Глигор полагает, что: «это классический пример конъюнктурного подхода, когда люди старой системы пытаются присягнуть новой, а старая система позволяет себя как-то успокоить».
Органы без потенции
Депутаты парламента на законодательном уровне четко сказали, что государство было захвачено и, значит, еще остается в этом статусе. Следовательно, чиновничий аппарат надо не просто основательно перетрясти, а дать публичную оценку конкретным лицам, исключив для них какую-либо возможность по-тихому присягнуть новой власти. «Декларация должна быть действительной до тех пор, пока не будет установлено, что судебная власть независима. И тогда парламент должен принять решение о приостановлении ее действия», – логично полагает Глигор. По его мнению, отговорки о том, что следственным органам не хватает каких-то полномочий, – пустопорожняя болтовня. «В рамках действующей Конституции возможно навести порядок быстро и жестко», – считает эксперт. Однако правоохранительные органы пребывают в параличе, отдавать команды сейчас некому, олигарх бежал, а самостоятельно работать за последние годы разучились.
Законодатели в недоумении
Раскачать чиновников могли бы депутаты, но, похоже, и они не совсем знают, что надо делать. Зампредседателя парламента Александр Слюсарь сам задается вопросом: «Интересно, почему затягивается решение вопроса об узурпации власти Конституционным судом? Эти шесть судей отменили свои решения, подали в отставку, есть заключение Венецианской комиссии. Эти решения послужили основанием для дальнейших действий: протестующие в учреждениях, отказ от передачи власти, давление, митинги, индюки – все, что мы видели, имели отправной точкой решения Конституционного суда. У меня как у гражданина и депутата есть вопрос – почему не было возбуждено уголовное дело против этих шести судей?». Не поверите, господин Слюсарь, но тем же вопросом задается как минимум миллион ваших сограждан.
Подлость власти
Всю подлость власти ушедшей и странную неповоротливость правящей коалиции можно продемонстрировать на примере бывшего министра транспорта Юрия Киринчука. Многие помнят видеоматериалы следственных органов, на которых сей тип, выговаривая взяткодателю, привычным жестом берет у посетителя увесистый пакет, не оставляющий сомнений в его содержании. Любопытно, что Михаю Гимпу, тогдашнему патрону Киринчука, «причудились» в пакете вовсе не денежные купюры, а что-то безобидное. Впрочем, в мае этого года бывший министр наконец-то получил по заслугам и был приговорен к трем с половиной годам заключения за коррупцию. С тех пор прошло немало времени, даже власть радикально поменялась, а он по-прежнему гуляет себе по Кишиневу и без опаски загорает на морях. Селянина, укравшего у соседки курицу, полиция вычисляет очень оперативно, после чего виновный лишается свободы. Ну, а умыкнувший миллионы может тюрьмы не бояться. Не верите, спросите у Илана Шора, если его увидите.