Не спешат его хоронить
Смерть Сергея Доренко глазами врачей, ритуальных работников, юристов
Насколько эпатажным человеком был Сергей Доренко при жизни, настолько же драматично и скандально развиваются события после его смерти. Попытка усомниться в причинах смерти телеведущего, странная история с отменой похорон в последний момент, намеки на заинтересованность вдовы… Сюжет для бульварного романа практически готов. Хотя если вдуматься, никакого «двойного дна» у смерти Доренко нет. Вот что сказали нам эксперты.
О болезни
Еще в 2016 году медики обнаружили у Доренко аневризму восходящего отдела аорты, недостаточность аортального клапана, расширение полости левого желудочка. По словам супруги покойного, Сергей постоянно принимал лекарства. Тем не менее, согласно официальному заключению судебно-медицинской экспертизы, причиной смерти стала «аневризма грудной части аорты разорванная». Эти документы вчера опубликовала редакция «Говорит Москва», которой руководил покойный. Тем самым дезавуированы утверждения дочерей, что у Доренко не было проблем со здоровьем.
Как рассказал кардиолог и доктор медицинских наук Ярослав Ашихмин, проблема в том, что данное заболевание может никак не проявлять себя долгие годы, а врачи при отсутствии болевого синдрома не назначают пациентам «скрининг».
— Есть две причины расширения аорты с последующим формированием аневризмы, — говорит Ашихмин. — Это либо гипертония — повышенное давление, либо наследственность (расширение аорты может быть одним из проявлений атеросклероза). Тактика ведения пациентов буквально зависит от каждого миллиметра диаметра аорты. По нему доктор определяет, кому нужно протезирование, а кто может обойтись подбором лекарственных препаратов. Главное — пациент должен постоянно контролировать свое артериальное давление, чтобы даже на фоне стресса оно не заходило за рамки 135 на 85 мм рт.ст., так как логично, что дополнительное давление может расширить аорту и вызвать разрыв. Многие пациенты, знающие о необходимости оперирования аневризмы, сознательно не идут на этот риск из-за сложности процедуры. Вообще, смерть от разрыва аорты — потенциально предотвратимая катастрофа. Но, согласно самым авторитетным рекомендациям, обязательно проверять аорту нужно только мужчинам в возрасте 65–75 лет, которые когда-либо курили. Сергею Доренко было 59 лет, то есть если бы человек в его возрасте прошел обследование просто у врача, строго согласно данным «доказательной медицины», проблему с аортой бы не выявили, так как просто не отправили на тщательное исследование.
О кремации
Отмена кремации — не уникальный случай в ритуальной практике. Запрет полиции на выдачу тела для проведения повторной судебно-медицинской экспертизы, по словам специалистов, происходит достаточно часто.
Как рассказал председатель профсоюза работников ритуальных служб Антон Авдеев, скорее всего, организаторы похорон просто поторопились объявить дату прощания до получения разрешительных документов на тело.
— Смерть произошла в общественном месте, да еще на транспорте, — объясняет Авдеев. — В этом случае начинается полицейская проверка, в рамках которой тело направляется на судмедэкспертизу. Получение тела возможно только в случае выдачи разрешения от МВД, которое, в зависимости от результатов проверки, может быть без ограничения формы погребения (кремация или захоронение) или с ограничением кремации, если результаты экспертизы еще не вернулись в МВД или причина смерти под вопросом.
В принципе, отказаться от проведения ритуала можно хоть за 30 секунд до его начала. Но обычно проблема не в том, что человек передумал кремировать близкого, а что просто тело не выдали. Такое, кстати, случается периодически, ничего удивительного в этом нет. Обычно если не разрешают кремировать, то оплаченные деньги идут в «зачет» погребения. То есть тут действует просто закон «О защите прав потребителей». Тело не сожгли — услуга не оказана, деньги можно вернуть.
О том, «кому выгодно»
Намеки дочерей на возможную заинтересованность вдовы Доренко в скорой кремации хотя и звучат эффектно, но выглядят малоубедительно. Никаких признаков криминала в гибели телеведущего нет. Известно, что накануне трагедии Сергей был под Переяславлем-Залесским, в гостях у своего друга, писателя Бронислава Виногродского. Там он ходил в баню. Возможно, на этом фоне, да еще вкупе с «тяжелой» погодой (9 мая было очень душно) у Доренко повысилось давление, что и привело к разрыву аневризмы, когда он ехал по Садовому кольцу.
Если уж говорить о чисто юридическом аспекте, то последним официальным противником Сергея была его первая жена Марина. 4 февраля Замоскворецкий суд в очередной раз отказался удовлетворить ее иск о разделе имущества. Этот долгий процесс длился с 2016 года. Сначала Хорошевский суд поделил все поровну — два участка, автомобиль, доли в капитале ООО «Доренко.Биз», деньги на счетах в «Экспобанке», «Райффайзенбанке», Сбербанке, «ЮникредитБанке». Затем решение было изменено — не в пользу Марины Доренко. Все остальные битвы за имущество она благополучно проигрывала. И вот теперь оппонент выбыл из игры навсегда. Так кому — хотя бы чисто формально — выгодна смерть Сергея Леонидовича?
В любом случае конца этим страстям не видно. И, вероятно, жены и дочери Сергея Доренко встретятся в суде еще не раз.
Екатерина СТЕПАНОВА, Станислав ЮРЬЕВ.