Молдавская экономика: рост наоборот
Национальный банк «утешил» жителей Молдовы
Даже те наши сограждане, которые по случайности не знают слова «инфляция», прекрасно понимают, что это такое. На собственных кошельках они ощущают, как при неизменном уровне доходов получаемых денег перестает хватать на самое необходимое.
Почему подскочили цены?
За примерами далеко ходить не надо: с начала мая резко подскочили цены на овощи, а потом и на горючее. Причем практически одновременно у всех продавцов. Конечно, у ответственных лиц тут же нашлись объяснения. Так, картошкой Молдова всегда обеспечивала себя процентов на 60, остальное приходилось импортировать. Да и то площади посевов у отечественных фермеров постоянно сокращаются. А в странах, откуда картофель традиционно завозится, случился неурожай, вот цены и выросли. Сегодня они примерно на 40% выше, чем у соседей-украинцев. А что касается лука, морковки, свеклы, капусты – это ушлые торговцы подсуетились и решили за компанию сбывать подороже и их.
Чей-то шкурный интерес
Звучит красиво и вроде бы убедительно. Но… Почему постоянно сокращаются посевные площади у наших сельхозпроизводителей, аграрное ведомство умалчивает. Не потому ли, что никак не поддерживает фермеров, вырастивших в прошлом году богатый урожай и вынужденных сбывать его по низким ценам? А что касается недорода у соседей, то за I квартал нынешнего года из Беларуси завезли в 320 (!) раз больше картофеля, чем за тот же период прошлого года. А в Израиле, откуда тоже импортируется этот популярный овощ, неурожая не может быть по определению при тамошних высочайших аграрных технологиях и повсеместном искусственном орошении. Не иначе в этих высоких ценах есть чей-то шкурный интерес, и уж точно не наш с вами. Совет же по конкуренции, как говорится в его официальном сообщении, наблюдает за ситуацией, и не более того.
Государство умыло руки
А горючее подорожало потому, что выросли котировки на нефтепродукты на международных биржах. Не так давно Национальное агентство по регулированию в энергетике утвердило новую Методологию формирования и применения цен на нефтепродукты, согласно которой операторы рынка сами устанавливают цены на топливо с учетом своих затрат и годовой ставки рентабельности до 10%. Проще говоря, государство умыло руки. Плюс сыграла свою роль и девальвация лея.
Почему падает нацвалюта?
На минувшей неделе Национальный банк представил свой ежеквартальный отчет об инфляции. Губернатор НБМ Октавиан Армашу рассказал на пресс-конференции: в марте-апреле наше главное финансовое учреждение активно скупало валюту и приобрело 113,6 млн долларов. А до выборов оно столь же активно валюту продавало, удерживая курс лея. В результате валютные резервы Нацбанка сократились, и их надо пополнять. Правда, какую-либо связь с выборами Армашу отверг, объясняя все только соотношением спроса и предложения. Между тем знающие люди, например экс-министр финансов, а ныне экономический эксперт Transparency International Moldova Вячеслав Негруца, считают, что падение нацвалюты связано с действиями Нацбанка, искусственно удерживавшего курс лея до выборов и отпустившего его после, чтобы продемонстрировать стабильность, о которой заявляли власти. Можно не сомневаться, что Негруца хорошо разбирается в подоплеке подобных действий.
Цены будут расти
На той же пресс-конференции губернатор Нацбанка сообщил, что пересмотрен прогноз уровня инфляции в сторону повышения на нынешний год и первую половину следующего. Так, если в феврале официально утверждалось, что в 2019 году инфляция составит 4,9%, то теперь ожидается, что она достигнет 5,1%. Соответственно будут расти и цены, прежде всего на продовольствие. А если продолжит дорожать топливо, то это приведет к еще одному скачку цен. Кстати, междугородные перевозчики уже требуют повышения тарифов на пассажирские перевозки, а Молдавская железная дорога объявила, что увеличивает стоимость билетов на особо популярное в сезон отпусков направление Кишинев-Одесса. И это явно сказке не конец.
Нужно запасаться терпением
Кстати, заявление Армашу прозвучало после того, как Всемирный банк второй раз с начала года ухудшил прогноз экономического развития Молдовы, сначала понизив его с 3,8% до 3,6%, а теперь с 3,6% до 3,4%. «Замедлению роста будут способствовать сокращение объемов денежных переводов, а также повышение уровня инфляции, неблагоприятные демографические тенденции в республике и низкая производительность ее экономики», – говорится в исследовании Всемирного банка «Moldova Economic Update». К примеру, в упомянутом исследовании приводятся любопытные данные: сотрудник немецкой компании в среднем производит за 18 дней столько же товаров и услуг, сколько молдавский работник производит за целый год. При такой производительности о каком экономическом росте можно говорить?
В общем, пока, честно говоря, обнадежить вас, дорогие соотечественники, нечем. Тем более что при сохраняющейся политической неопределенности заниматься выправлением ситуации просто-напросто некому. Запасайтесь терпением и верой в то, что к власти в стране в конце концов придут адекватные люди. И очень хочется, чтобы это случилось поскорее.
Елена Ройтбурд