Где застряла децентрализация?
Децентрализация в Молдове хромает на обе ноги
В 1995 году Молдова стала членом Совета Европы, а два года спустя ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления – самый важный и многосторонний документ, определяющий фундаментальные принципы функционирования органов власти на местах.
Ратифицировали и забыли
Хартия обязывает ратифицирующие ее государства закрепить в своем законодательстве и применять на практике совокупность юридических норм, гарантирующих политическую, административную и финансовую независимость муниципальных образований. Принципы местного самоуправления (с поправкой на конкретную ситуацию) обязательны для всех стран. Децентрализация (в случае Молдовы) предусматривает передачу ряда полномочий от центра местным властям, изменение бюджетно-налоговой политики, возможность поступлений дорожных и иных налогов напрямую в бюджеты примэрий. Это даст возможность укрепить статус местной власти и позволит самостоятельно функционирующим органам управления развивать инфраструктуру населенных пунктов и решать другие вопросы местного сообщества.
Нет программы – нет реформ
Так вот, молдавский парламент, ратифицируя Хартию, почему-то «забыл» про главное указание – дать предписание правительству разработать и внести на рассмотрение депутатов необходимые, вытекающие из положений Хартии, законодательные акты для обеспечения ее применения. Поэтому до каких-то подвижек в вопросе децентрализации дело дошло только через пятнадцать(!) лет после ратификации – в 2012 году, когда были утверждены Национальная стратегия децентрализации и План действий по внедрению стратегии до 2015 гг. Очевидно, что решить всего лишь за три года весь комплекс накопившихся проблем с местной публичной властью было нереально. Да никто особо и не старался: из намеченного 31 мероприятия не было выполнено ни одного(!). А все потому, что утвердили только общие документы, а не конкретную программу действий. И в 2016 году парламент продлил до 2018 года срок исполнения Плана без объяснения причин и каких-либо дополнений и изменений.
Власть без власти
Как показывает статистика, в более чем половине районов население составляет менее 2% от общего количества жителей страны. В остальных – от 2% до 4%. В большинстве сел и населенных пунктов проживает до 1-1,5 тыс. человек. По данным Национального бюро статистики, из 3,5 млн населения (реально, по данным последней переписи, около 2,9 млн человек) 1,5 млн живет в городах и 1 млн – в районах. И только 720 тыс. из них работают и получают зарплату, в том числе в сельском хозяйстве – лишь 52 тыс. человек!
Да, многие давно выехали и работают в других странах. Их почти миллион, т.е. треть населения. Как при этом живут оставшиеся, особенно на селе? Эксперты считают, что абсолютное большинство граждан, проживающих не в Кишиневе, Бельцах, Кагуле и Комрате, значительно ограничены в доступе к правосудию, социальным услугам и экономическому развитию. А все потому, что существенно ограничена в полномочиях местная власть, которая фактически лишена возможности эффективно работать. Более того, мы видим «децентрализацию наоборот»: школы и больницы в селах закрываются, суды укрупняются. В результате те, кто не уехал на заработки за границу, стараются перебраться в города.
В хвосте рейтинга
И это вывод не только отечественных экспертов. 2018 год прошел, можно подводить итоги реформ. Недавно Ассоциация местных органов власти Юго-Восточной Европы огласила результаты Рейтинга децентрализации власти в странах региона. Молдова в нем оказалась на «почетном» третьем месте с конца. В нашей стране отмечено отклонение в сфере услуг на местах, разделения ответственности, а также вовлечения в политический диалог. Специалисты объясняют это чрезмерной концентрацией власти в органах центрального управления и полным безразличием со стороны правительства к проблемам регионов.
Представитель Конгресса местных властей Молдовы Виорел Гырбу заявил для канала NTV-Moldova: «Нам не надо изобретать велосипед, чтобы двигаться в сторону децентрализации. Есть примеры развитых государств, где все услуги, необходимые гражданину с рождения и до смерти, находятся в ведении местной власти. Многие жители Молдовы бывали в Европе и знают, как там обстоят дела».
Хуже, чем в Молдове, ситуация только в Албании, а также в Боснии и Герцеговине. Лидеры по степени независимости местных властей – Словения и Болгария.
Елена Ройтбурд