Россия открыла сезон охоты на молдавского олигарха
Возможно ли подобное преступление в молдавских тюрьмах?
К предпринимателю Вячеславу Платону, отбывающему наказание в пенитенциаре №13, адвокаты не могли попасть более месяца после первой заявки. Бизнесмен отбывает восемнадцатилетнее заключение за незаконный вывод из Banca de Economii 800 миллионов леев.
В пенитенциаре №13 сегодня пребывает и другой известный в Молдове политик-предприниматель – Владимир Филат. В отличие от собрата по несчастью, несмотря на обещания «взорвать всю политическую систему», бывший премьер отмалчивается. А вот Платон до недавнего времени отправлял на волю послания, в которых обличал в финансовых махинациях правящую коалицию и лично Влада Плахотнюка. Платон требовал, чтобы его допросили на предмет того, как и когда председатель Демпартии нарушал законы, он готов обо всем рассказать. В ответ на это власть предержащие не давали адвокатам даже возможности встретиться с подзащитным.
Член Союза адвокатов Вячеслав Цуркан по этому поводу заявил: «Это очевидное и тяжкое нарушение прав человека. И дело вовсе не в нарушении прав Платона. Завтра на его месте может оказаться любой. Я общался и с адвокатами Платона. Те подтвердили, что их не пускают на свидание с клиентом». Руководство пенитенциара объясняло изоляцию Платона тем, что все помещения для встреч якобы постоянно заняты.
Александр Рошко, зампредседателя партии «Наш дом Молдова», по «делу Петренко» провел в пенитенциаре №13 полгода. В беседе с корреспондентом «МК» он рассказывал: «Встречи с адвокатами проводятся в дневное время в установленном порядке. Но то, что, по словам администрации пенитенциарного учреждения, есть всего два кабинета для бесед – конечно же, полный бред. Встречи проводятся в так называемой «Башне Котовского», там есть несколько кабинетов. Помимо этого в принципе можно договориться о проведении беседы с визитерами в административном корпусе».
Адвокаты Платона, наконец-то получившие доступ к своему клиенту 7 марта, сообщили журналистам: их подзащитный готов дать показания в свете открывшегося в России уголовного дела против Влада Плахотнюка, которого обвиняют в отмывании денег.
Председатель ассоциации «Женщины Молдовы против коррупции» Галина Легкова отметила для «МК»: «В Молдове на протяжении многих лет нарушаются права граждан. И это происходит на всех уровнях властных структур. Это касается и законодательной власти, и судебной, и исполнительной. Принимаются антиконституционные законы, исполнительная власть бездействует, а судебная творит произвол. Адвокатура в настоящее время – чисто формальный институт, который не имеет реальных полномочий и ничего, по сути, не решает. Адвоката могут не допустить к подзащитному ни в СИЗО, ни на судебный процесс. Суды могут проводить заседания, не допуская в зал не только прессу, но и адвоката, и даже подсудимого. Многим правозащитникам закрыли доступ к правосудию, иски правозащитных организаций отклоняют».
Неделю назад на Первом канале в передаче «Человек и закон» показали сюжет, в котором Влада Плахотнюка, Вячеслава Платона и Германа Горбунцова обвинили в незаконном выводе из России 37 миллиардов рублей. МВД РФ по этому поводу открыло уголовное дело. Впрочем, на молдавском телеканале Prime, который ретранслирует Первый, вместо «Человек и закон» показали передачу о кошках. Нетрудно догадаться, в чьих интересах из сетки вещания убрали скандальное разоблачение. Понятно и то, кому очень хочется закрыть рот Платону. Поэтому мало кто удивился, когда бывший сокамерник бизнесмена Александр Сырги написал письмо в прокуратуру, в котором сообщил о полученном задании убить соседа по камере, за что ему было обещано досрочное освобождение. Послание датировано третьим января. Странно, но пока власти на письмо никак не отреагировали.
Александр Чудак