Газета "Кишиневские новости"

В мире

Пятилетка «небесной сотни»

Пятилетка «небесной сотни»
28 февраля
18:53 2019

В официальную версию убийств на Майдане не верит уже никто

A woman pays tribute in honor of the “Heavenly Hundred” at the monument dedicated to them, in Kiev, Ukraine, Monday, Feb. 18, 2019. The “Heavenly Hundred” term is used by Ukrainians in Kiev referring to those who died during the months of anti-government protests in 2013-14. (AP Photo/Efrem Lukatsky)

Прошло пять лет с того трагического дня, когда в Киеве на Майдане «неизвестные снайперы» расстреляли несколько десятков активистов, протестующих против режима Виктора Януковича. Событие не имеет прецедентов в истории: убийства транслировались в прямом эфире. Имена погибших были занесены в списки так называемой «Небесной сотни», а их жуткая смерть легла в основу нового культа, на котором выстроена идеология «постмайданной» Украины. Эта идеология должна была заменить украинскому народу старую, советскую, с ее коммунистическими идеалами, культом Октябрьской революции и победы над фашизмом.
В те дни я была в Киеве. Я хорошо помню свои чувства во время прощания с погибшими на Майдане. Это было потрясающее по эмоциональной силе действо. Гробы, плывущие по площади, как по темным водам, под траурную русинскую песню «Плывет утка по Тысине…» Глубина и скорбь этой песни выключали сознание, погружали душу в пучину темных вод. В «горячих точках» я не раз видела и погибших, и похороны. Но там были простые растерянные люди, неумело выражающие свое горе. А тут — настоящий перформанс. Так и хочется крикнуть: «Автора на сцену!» Но автор почему-то до сих пор стесняется.
Нет, если будут найдены железные доказательства, что убийства на Майдане санкционировал Янукович, я признаю, что ошибалась. Однако эта бойня не принесла ничего хорошего экс-президенту. Зато лидерам Майдана она явно пошла на пользу. Они заняли высокие кабинеты и стали очень богатыми людьми. Но расследовать события 20 февраля 2014 года за пять лет так и не сумели. Следствие не закончено, виновные не названы. Этот факт недавно отметил даже экс-министр обороны Украины, кандидат в президенты Анатолий Гриценко. В интервью изданию «Гордон» он заявил, что «одна из причин, почему оно не расследовано до конца, — у кого-то рыло в пуху из тех, кто сейчас при власти».
Что-то явно меняется в атмосфере. И это чувствует Гриценко, которого недаром многие на Украине считают американским агентом влияния.
Имена тех, у кого «рыло в пуху», на своей пресс-конференции 6 февраля назвал экс-президент Украины Виктор Янукович. В частности, прозвучали фамилии спикера Верховной рады Андрея Парубия и народного депутата Сергея Пашинского. Пашинский, напомню, 18 февраля 2014 года своей «корочкой» депутата прикрывал человека, в багажнике которого майданные активисты обнаружили охотничий карабин Norinco CQ-A c глушителем. Это нарезное оружие калибра 5,56, созданное на базе автомата М4, стоящего на вооружении армии США. На такой карабин можно установить оптику и использовать как снайперскую винтовку. Кстати, пулей именно такого калибра, по свидетельству его товарищей, был убит 18 февраля боец крымского «Беркута» Андрей Федюкин.
«Долгое время считалось, что снайперов на Майдан отправил Янукович, но теперь практически доказано, что они были бойцами «Правого сектора» (террористическая организация, запрещенная в РФ. — Авт.), неонацистской группировки, принимавшей участие в протестах», — утверждает теперь известный американский политолог Стивен Коэн в еженедельнике The Nation.
Напомним, что в феврале 2016 года активист Евромайдана львовянин Иван Бубенчик рассказал журналистам, как утром 20 февраля из здания консерватории он стрелял по сотрудникам правоохранительных органов и убил «двух командиров». Бубенчик в советское время служил в армии и прошел обучение в школе военной разведки, где его готовили к операциям в Афганистане. После Майдана Бубенчик воевал на Донбассе и стал командиром батальона «Запад-2». По его словам, в то раннее утро по сотрудникам «Беркута» и внутренних войск из консерватории стреляли и другие майдановцы. Рассказ Бубенчика хорошо согласуется со свидетельством нардепа Андрея Шевченко, активиста Евромайдана. Он рассказал, как ранним утром 20 февраля ему позвонил командир днепропетровского «Беркута» Андрей Ткаченко со словами: «У меня раненые. Кто-то из ваших стреляет в нас со второго этажа консерватории». Стрельба началась, по свидетельству Ткаченко, в начале седьмого утра.
Сегодня совершенно очевидно, что именно выстрелы из консерватории в тот роковой день прозвучали первыми. Накануне было объявлено перемирие. Янукович готовился к подписанию мирного соглашения с оппозицией под гарантии западных лидеров. Большинство силовиков еще мирно спали в Октябрьском дворце. Расстрел «Небесной сотни» произошел позже.
Кого-то не устраивало мирное окончание Майдана, соглашение с Януковичем и досрочные президентские выборы в конце 2014 года. Кому-то хотелось всего и сразу.
«Грузинский след» в расстрелах появился еще в апреле 2014 года, когда генерал грузинской армии Тристан Цителашвили заявил, что «неизвестные снайперы» на Майдане — люди Саакашвили. В 2017 году снайперы заговорили. Граждане Грузии — Коба Нергадзе, Залоги Кварацхелия и Александр Ревазишвили — в итальянском фильме «Украина: скрытые истины» рассказали, как были завербованы в Тбилиси людьми из ближайшего окружения Саакашвили. Их отправили на Майдан в Киев, пообещав по 6 тысяч долларов. Они думали, что будут охранять митингующих от «Беркута». Но вышло иначе. 20 февраля им, как и другим наемникам, выдали оружие и боеприпасы и приказали стрелять одновременно и по сотрудникам «Беркута», и по протестующим. Они утверждают, что приказ не выполнили, но видели, как стреляют другие.
Интернациональная бригада наемников располагалась в консерватории и гостинице «Украина». Координаторами группы были Пашинский, Парубий и сотник самообороны Майдана, ныне нардеп Владимир Парасюк. Инструктаж проводили бывший американский военнослужащий Кристофер Брайан и командир т.н. Грузинского легиона Мамука Мамулашвили.
Грузины выразили готовность дать показания по видеосвязи на суде над обвиняемыми в расстреле Майдана экс-сотрудниками «Беркута». Однако так и не были допрошены. А зачем? Ведь новые власти Украины уже давно объявили: во всем виноват «Беркут». И если какие-то факты противоречат этой версии, то тем хуже для фактов.
Оболонский суд Киева 24 января заочно приговорил Януковича к 13 годам лишения свободы за госизмену, однако его вина в организации расстрелов на Майдане так и не была доказана. Зато его адвокат Виталий Сердюк готовит перед президентскими выборами взрыв информационной бомбы: он передал Дмитрию Гордону некие сенсационные документы, которые, как намекает журналист, могут пролить свет на расстрел «Небесной сотни».
Пятая годовщина Евромайдана и расстрела «Небесной сотни» совпала с очень знаковым событием. В Румынии бывшему президенту Иону Илиеску и другим руководителям Фронта национального спасения, который пришел к власти после свержения и расстрела Николае Чаушеску, предъявлены обвинения в преступлениях против человечности. Генпрокуратура Румынии пришла к выводу, что «в декабре 1989 года с помощью дезинформации в стране была создана атмосфера тотального психоза» (правда, похоже на Украину?), что привело к массовым убийствам.
Сегодня понятно, что революция в Румынии была типичным «цветным» переворотом — с «неизвестными снайперами» и всем прочим «джентльменским набором». Кто-то увидит в румынском прецеденте наглядный урок для зарвавшихся «оранжоидов». Я же не вижу оснований для оптимизма.
Да, революция в Румынии была очень кровавой и очень грязной. Было убито много невинных людей, и хорошо, что виновники понесут наказание. Но прошло 30 лет. Румыния — член НАТО и ЕС. Там развернуты элементы системы ПРО. Дело сделано, обратного хода нет. И то, что несколько кровавых пешек сметут с этой шахматной доски, уже ничего не изменит.
Не исключено, что лет через 30 мы увидим и суд над подлинными организаторами бойни на Майдане.

Марина ПЕРЕВОЗКИНА.

НАШ ЭКСПЕРТ
Бывший премьер-министр республики Николай Азаров.


— Если бы вы сейчас вернулись во времена Майдана, вы бы знали, что нужно сделать, чтобы Арсений Яценюк, Петр Порошенко и остальные не пришли к власти?
— На самом деле вменяемых людей, готовых выслушивать аргументы, размышлять и думать, очень мало. Это незначительная часть любого общества. Подавляющее большинство проглатывает информацию не разжевывая, и чем она примитивней, тем легче. В советские времена количество людей, способных критически воспринимать информацию, было на порядок выше. Однако в 1980-е годы начался развал системы образования. В те годы я работал профессором, поэтому видел происходящее своими глазами. С каждым новым набором студенты становились все ограниченнее. Глупостью людей пользуются не только американцы во время своих «цветных революций». Этим пользовался еще Йозеф Геббельс в фашистской Германии, который смог превратить просвещенную немецкую нацию в стадо. Конечно, надо было стараться донести правду до людей, и мы старались это сделать. Но в условиях тотального отсутствия доступа к людям в СМИ даже в самом лучшем случае мы смогли бы убедить дополнительно 5–10% украинцев. Чтобы победить, власть должна была себя защищать, причем делать это надо было в интересах народа. Мы чувствовали свою правоту, мы опирались на мандат доверия, полученный во время выборов. Совершил человек незаконное действие — его нужно сажать в тюрьму. Если бы мы действовали так решительно, никакого Майдана не было бы. Но мы пошли по пути соблюдения действующих законов. Все руководители государственного переворота были депутатами Верховной рады, и на них распространялась депутатская неприкосновенность. При этом они с трибуны призывали людей вооружаться и захватывать органы власти. Если бы мы защитили народ от таких деятелей, не было бы ситуации с Крымом и Донбассом… Более 50 тысяч человек были бы живы.
— У вас есть обида на Януковича за то, что он и вас предал, и сам убежал?
— Все эти обиды — сантименты, а я человек не сентиментальный. Я обижаюсь, когда мне близкие люди делают что-то плохое, а с Януковичем у нас были исключительно официальные отношения — он президент, а я премьер-министр. По-своему Янукович тоже боролся. Он не хотел идти на решительные меры, так как считал, что можно договориться. Это была трагическая ошибка, которая ударила не столько по нему, сколько по доверявшим нам людям. Мы виноваты перед ними, так как отдали страну и обрекли на жесточайшие испытания. Это все равно как если бы родители бросили своих детей без всяких средств и возможностей…
— Скоро на Украине будут избирать нового президента. Как думаете, кто победит?
— Мои источники в США утверждают, что победит тот, на кого укажет Вашингтон. Пока ему итог выборов безразличен. Может быть, решат оставить Петра Порошенко. Он, конечно, вороват, но США от этого хуже не становится. А может быть, выберут Владимира Зеленского, совершенно «чистая страница». Может, и Юлию Тимошенко выберут…
— В обозримой перспективе на Украине может появиться президент, который будет представлять весь народ, а не ее часть или вообще иностранные государства?
— Народ разный. Олигархи тоже его часть. Эти люди имеют громадное влияние. И есть масса простого народа, которая каждый день садится за руль автобуса, встает за станок и так далее. У кого-то из них родственники в Евросоюзе, у кого-то — в России и так далее. Все это делает общество очень разнородным.
Работяга хочет купить утюг подешевле, а предприниматель стремится продать его подороже. Один хочет получать зарплату побольше, а другой хочет выдавать ее поменьше. Но для поступательного развития государства нужен компромисс. Я пытался договориться с олигархами, но не получилось. Например, они хотят поднять тарифы на электроэнергию, чтобы увеличить прибыль, а я не хочу этого, так как все остальные получат убытки. Поэтому мы повышали стоимость электричества на 0,2 копейки за кВт. Тем самым я заслужил большую нелюбовь со стороны олигархов. Зато, как только я ушел, цена на электроэнергию выросла в 4 раза, а на газ — в 12 раз.

 

Поделиться:

Об авторе

Ирина Нам

Ирина Нам

Курсы валют

USD17,910,00%
EUR19,100,00%
GBP22,150,00%
UAH0,450,00%
RON3,840,00%
RUB0,190,00%

Курсы валют в MDL на 20.04.2024

Архив