Четыре года без миллиарда
Но разгонять туман никто не торопится
Люди, которые дружат с математикой, подсчитали: если украденный из банковской системы миллиард положить на депозит под 9%, можно получить доход в 90 млн долларов.
Это примерно 1,5 млрд леев. И за счет этих денег еще до всяких валоризаций, индексаций и прочих нудных перерасчетов можно было бы сразу повысить пенсию на 300 леев в месяц каждому пенсионеру.
У экспертов много «почему?»
Но это, конечно, из области фантастики. А вот тем, как в реальности развивались события за четыре года с момента кражи, заинтересовались эксперты Независимого аналитического центра Expert-Grup. Результаты своего исследования «Банковская кража: четыре года спустя» они представили на прошлой неделе на пресс-конференции в информационном агентстве «ИНФОТАГ», а также опубликовали в специальном выпуске бюллетеня «Monitorul Financiar». Авторы исследования пришли к выводу, что вокруг этой громкой истории до сих пор масса вопросов, на которые власти так и не дали ответов.
Прежде всего, точная сумма ущерба, нанесенного государству банковской кражей, до сих пор не определена. Из трех банков, как известно, вывели 14 млрд леев (по тогдашнему курсу примерно 1 млрд долларов). «Чтобы не допустить паники на банковском рынке» (официальная версия, – ред.), Национальный банк выдал ограбленным банкам кредиты на ту же сумму под гарантии правительства. А правительство в счет долга выпустило государственные облигации на 13,3 млрд леев со сроком погашения 15 лет уже под 5% годовых. Таким образом, с учетом процентов, общая сумма ущерба государству составит уже 24,5 млрд.
Время от времени власти озвучивают суммы, которые якобы удалось вернуть из похищенного миллиарда. На самом деле это то, что было выручено за счет продажи имущества трех ликвидируемых банков. В последний раз назвали 427,3 млн леев. Но, как отмечают эксперты, эти деньги ушли в бюджет государства, а вовсе не в счет погашения долга правительства перед Нацбанком. Этот долг за четыре года уменьшился всего на 50 млн леев, тогда как граждане в виде налогов выплатили уже 1,49 млрд. И будут платить дальше. По мнению исполнительного директора Expert-Grup Андриана Лупушора, власти не торопятся с возвращением долга, чтобы оставить эту «приятную» задачу следующему правительству.
А эксперт Евгений Гилецкий, говоря о Стратегии возврата банковской кражи, принятой нынешним летом, отметил, что она далека от реальности. К примеру, за счет продажи имущества трех ликвидируемых банков предполагается вернуть около 2,6 млрд, хотя реальная стоимость этого имущества не более 1,2 млрд.
KROLL уполномочен запретить?
Кроме того, в исследовании обращается внимание на то, что в трех банках, из которых вывели миллиард, внешнее управление было введено только через две недели после того, как им выдали кредиты Нацбанка (под гарантии правительства). За это время из банков были выведены внушительные суммы. Но в Национальном банке это никак не объясняется. Как и то, почему Нацбанк не препятствовал выдаче сомнительных кредитов ограбленными банками и скрывал реальное положение в них.
Это далеко не все вопросы, которые возникли у экспертов, и на которые у властей не нашлось ответов. Между тем, о необходимости скорейшего и беспристрастного расследования скандального хищения уже не намеками, а в открытую говорят и в европейских структурах, и в международных финансовых институтах. А в правящем большинстве кивают на расследование, которое ведет компания KROLL, возражающая против обнародования данных своего отчета.
Но, помнится, после представления в парламенте первого доклада компании тогдашний директор Национального центра по борьбе с коррупцией Виорел Кетрару назвал все прозвучавшее беллетристикой и заявил, что молдавским правоохранителям известно гораздо больше. И что они сделали с этим знанием?