Законопроект из ада
Саммит в Хельсинки может выйти боком не столько Дональду Трампу, сколько Владимиру Путину. Новый законопроект против «агрессии Кремля» его авторы уже назвали самым жестким и болезненным набором антироссийских санкционных мер. В частности, запрет на операции с госдолгом может лишить Россию источника инфраструктурных инвестиций, без которых экономический рост и попадание в топ ведущих экономик мира окажутся под большим вопросом.
Владимир Путин и Дональд Трамп пытались договориться о двусторонних переговорах более полутора лет, а когда встреча наконец состоялась, создается ощущение, что она принесла больше вреда, чем пользы. Президента США подвергли жесткой обструкции за неспособность прижать Путина к стенке обвинениями во вмешательстве в выборы, несмотря на наличие «веских доказательств»: специально под саммит спецслужбы опубликовали данные 12 россиян, якобы причастных к организации хакерских атак. Трампу пришлось оправдываться — но рейтинг его пока стоит и даже подрос на один процентный пункт в июле, доказывая, что простые американцы больше ценят выполнение предвыборных обещаний, связанных с улучшением экономической ситуации в стране, нежели «провалы» во внешней политике.
Как это ни странно, для Кремля напористость Путина и мягкотелость Трампа, проявленные на саммите, могут иметь более серьезные последствия. После встречи в Хельсинки Конгресс заработал в режиме «взбесившегося принтера» и за неполные три недели успел настругать огромное количество документов антироссийской направленности. По горячим следам обе палаты согласовали законопроект об усилении давления на страны, закупающие или планирующие покупать оружие у России. А нижняя палата успела также одобрить выделение $250 млн Украине в рамках бюджета США на военные нужды в 2019 году. Предполагается, что часть этих средств пойдет на приобретение Киевом летальных вооружений, против чего давно и последовательно выступает Москва. Конгрессмены требуют жестко наказать Россию не только за вмешательство в американские выборы, но и за другие прегрешения, включая покушение на Скрипалей, химатаку в Сирии 15 марта и попытки рассорить Америку с НАТО.
Квинтэссенцией этих многочисленных предложений стал законопроект, внесенный 2 августа сенаторами Линдси Грэмом и Бобом Менендесом и поддержанный шестью влиятельными республиканцами и демократами. Официально документ называется «Акт о защите США от агрессии Кремля», но сами авторы называют его «законопроектом из ада», подчеркивая, что это самый жесткий из когда-либо примененных наборов санкционных и иных мер. По словам сенаторов Менендеса и Грэма, эти меры должны заставить Владимира Путина изменить свое поведение, а именно: прекратить вмешательство в избирательный процесс в США, остановить кибератаки в отношении американской инфраструктуры, вывести войска с Украины и перестать создавать хаос в Сирии.
Законопроект предусматривает введение очередных ограничений против российских политиков и олигархов, не попавших в предыдущие списки, а также секторальные санкции — как против компаний, так и отдельных граждан, «способных поддерживать вредоносную кибердеятельность». Кроме того, предлагается ввести запрет на инвестиции в энергетические проекты российских государственных и окологосударственных компаний (в пояснении не указано, кого коснется эта мера — только американских инвесторов или всех; в последнем случае под нее автоматом попадут участники «Северного потока-2»), а также запрет для граждан США участвовать в отдельных нефтяных проектах в России.
Самый чувствительный пункт — о санкциях против госдолга РФ — сформулирован, как считают эксперты, в щадящем варианте. Ограничения вводятся только на новые выпуски ОФЗ, уже имеющиеся бумаги продавать не надо. По прогнозам аналитиков Citi, рубль в таком случае может подешеветь на 5%, а не на 15%, как при жестком варианте. Однако не стоит забывать, что за счет наращивания госдолга российские власти рассчитывали увеличить вложения в инфраструктуру, без которых никакого «прорыва», о котором в Послании Федеральному собранию говорил Владимир Путин, не получится. Минфин уже анонсировал создание Фонда развития, источником которого должны стать дополнительные госзаимствования в объеме до 0,5% ВВП. «Их объем на шестилетнем промежутке времени составит около 3,5 трлн руб», — говорил первый вице-премьер Антон Силуанов. «Законопроект из ада» может запросто поставить крест на этих амбициозных планах. И хотя санкции против банков в нем не предусмотрены, заменить выпуски ОФЗ на ресурсы банков развития (например, стран БРИКС) у России быстро не получится. Отметим, что только в III квартале Минфин планировал продать инвесторам ОФЗ на сумму 450 млрд руб.
В законопроекте звучат угрозы и в адрес самого Владимира Путина. В частности, сенаторы предлагают создать и обнародовать доклад о его доходах и активах. В 2016 году замминистра финансов США Адам Шубин публично заявил, что состояние российского лидера оценивается в $40 млрд. И хотя Москва сразу же выступила с опровержением, тема «заводов, дворцов, пароходов» продолжает будоражить умы представителей американского истеблишмента и регулярно всплывает на страницах западных СМИ.
Еще один явно пропагандистский пункт законопроекта — поручение Госдепу определить, подходит ли Россия под определение государства — спонсора терроризма в связи с военными действиями на востоке Украины и вмешательством в сирийский конфликт. Включение в такой список — наряду, например, с Ираном, КНДР или Суданом — влечет автоматическое применение жестких санкций.
Авторы законопроекта учли близость промежуточных выборов в Конгресс и настаивают на том, что новый пакет антироссийских санкций должен быть принят как можно скорее. Иначе грядущие выборы, запланированные на 6 ноября, тоже окажутся под угрозой. Руководители трех разведслужб США (национальной разведки, ФБР, Министерства внутренней безопасности) и советник Джон Болтон в четверг подтвердили, что Россия продолжает свои «злонамеренные операции» в киберпространстве и может атаковать молниеносно. (Примечательно, что незадолго до саммита в Хельсинки позиция была прямо противоположной: разведслужбы сообщали, что никакой угрозы нет, активности со стороны российских хакеров в 2018 году не наблюдается.) Поддержка силовиков существенно повышает шансы «законопроекта из ада».
Сейчас сенаторы уходят на каникулы, но намерены вернуться к обсуждению многочисленных антироссийских инициатив в сентябре. «Я уверен, мы одобрим что-то в течение ближайшей пары месяцев», — заявил журналистам глава Комитета по международным делам Боб Коркер.
Елена ЕГОРОВА.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ:
— Есть проблемы и перспективы принятия этого законопроекта, — считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ. — Его принятие — совершенно не автоматическое. Американские сенаторы пытаются просто под копирку сегодня сделать второе издание закона от 2 августа 2017 года («Акт о противодействии оппонентам Америки посредством санкций»). Идея та же самая: была встреча в Гамбурге, реакция Конгресса — сейчас тоже была встреча в Хельсинки, аналогичная реакция. Расчет на то, что некоторые вещи будут приняты по накатанным рельсам.
Но есть сомнения: найдется ли у Конгресса возможность до ноябрьских выборов заняться этим законопроектом? Сейчас в основном Конгресс занят бюджетом, и на США надвигается очередной бюджетный кризис. В октябрь 2018 года Америка может вступить без утвержденного бюджета на 2019-й. Кроме того, в августе Конгресс в той или иной степени уходит в отпуск. По всей видимости, противодействие новому законопроекту окажет администрация, которая может повлиять на то, чтобы притормозить реализацию этого документа. Еще важная вещь: объявлена только идея этого законопроекта. По крайней мере, на сегодняшний день он только разрабатывается.
Есть еще некая философия этого законопроекта: она связана с тем, что это не просто ужесточение санкций, а — по сути — объявление России экономической войны. И то, как он был анонсирован шестью сенаторами, — не просто ввод дополнительных санкций. Заявлено о том, что на протяжении последних четырех лет ни один санкционный пакет не сработал с точки зрения изменения внешнеполитического курса России. Поэтому выдвинуты следующие критерии санкционной политики — на что вроде бы рассчитан этот законопроект.
Ставится не просто технический вопрос, что Россия должна отказаться от вмешательства. Нет! Речь идет о том, что должно быть некое покаянное заявление российских властей, что они вмешивались в эти выборы и поэтому приносят извинения и т.д. Это тоже критерий.
Наконец можно сказать, что этот санкционный закон — не только против экономики России. То, что заявлено, — это санкции против высшего российского политического руководства, начиная с главы государства.
Не исключено, что все эти заявления носят пока внутренний характер с точки зрения предвыборной кампании, и эти шесть сенаторов решили здесь отметиться. В этой связи, естественно, встает вопрос о реакции Белого дома.Трамп неоднократно заявлял, что Россия и так достаточно находится под санкционным давлением. И даже если законопроект пройдет обе палаты, я не уверен, что президент США не наложит на него вето. А может возникнуть и некий консенсус о том, что принятие этого закона лучше отложить на послевыборный период.
Андрей ЯШЛАВСКИЙ.
Авторов на сцену!
Боб МЕНЕНДЕС — демократ, сенатор от штата Нью-Джерси. Сын кубинских иммигрантов, уехавших в США еще до революции 1959 года.
В марте 2014 года внесен МИД России в список лиц, в отношении которых введены санкции: сенатору запрещен въезд в РФ (в ответ на американские санкции по Украине и Крыму). Предлагал президенту Обаме признать ДНР террористической организацией и ввести широкие санкции против России. Летом 2014 г. в качестве главы сенатского комитета по международным делам призвал Обаму рассмотреть возможность введения дополнительных санкций в отношении России: «Настоятельно призываю администрацию использовать имеющиеся полномочия и ввести санкции против лиц, работающих в ряде секторов российской экономики, в таких как финансовый, энергетический, горно- и металлообрабатывающий, инженерный и оборонный».
Линдси ГРЭМ — республиканец, сенатор от штата Южная Каролина. В свое время призывал бойкотировать зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи — из-за предоставления Россией убежища разоблачителю американских спецслужб Сноудену — и вообще из-за того, что «российское правительство делает по всему миру». В 2015 году Трамп назвал Грэма, который был в то время его конкурентом в борьбе за выдвижение кандидатом в президенты США от Республиканской партии, идиотом. Неудивительно, что Линдси Грэм отказался поддерживать Трампа на выборах-2016. Именно Линдси Грэм в Твиттере призывал тщательно изучить подаренный в Хельсинки президентом Путиным Трампу футбольный мяч и ни в коем случае не держать его в Белом доме. Немаловажный штрих — сенатор в 2016 году стал кавалером украинского ордена Ярослава Мудрого: так Петр Порошенко отметил его вклад в развитие отношений между Вашингтоном и Киевом.