Газета "Кишиневские новости"

Новости

МИШИНА КРЫША

МИШИНА КРЫША
21 декабря
00:00 2017

Как советский «мажор» Саакашвили стал ведущим цирковым агентом ЦРУ

Экс-президент Грузии и экс- губернатор Одесской области Михаил Саакашвили отпущен судом на свободу. Генпрокурору Украины Юрию Луценко не уда­лось убедить Фемиду, что лидер «Руха новых сил» пытался за­хватить государственную власть в стране на деньги Кремля и биз­несменов из окружения Виктора Януковича. И впрямь поверить в это сложно, ведь всю жизнь у Саакашвили были совсем дру­гие кураторы. И чтобы удосто­вериться в этом, стоит вспомнить жизненный путь грузинского по­литика.

Когда на Украине высадился десант гру­зинских «молодых реформаторов» во главе с Михаилом Саакашвили, известная обще­ственная деятельница Грузии Нана Девдари­ани опубликовала «Открытое письмо украин­скому народу», в котором предостерегала от привлечения данных «специалистов» к управ­лению страной. «Политиканы, для которых кровь собственных граждан ничего не значит, тем более не станут переживать по поводу пролитой украинской крови, — писала она. — Вы верите, что судьба вашей родины заботит Саакашвили больше, чем судьба страны, где он был президентом? Не повторяйте наших ошибок и потом не упрекайте нас в том, что мы вас не предупреждали!»

Но, как известно, на чужих ошибках учит­ся только умный. К тому же у Порошенко не было выбора. Приютить изгнанных из Грузии международных бомжей ему, видимо, реко­мендовали те, кому он не смог отказать: его американские кураторы. Теперь он кусает локти и говорит, что приглашение грузин было ошибкой.

По американской лестнице в русских сапогах

Версия о том, что Саакашвили — агент Кремля, популярна ныне и в Грузии. «В Тбили­си многие считают, что он работает и на Рос­сию тоже, — говорит грузинский политолог Лали Морошкина, которая училась с Саакаш­вили в одной школе. — Иначе как объяснить тот факт, что он, по сути, «слил» России 20% территории Грузии? И сегодня в 30 км от Тби­лиси стоят российские танки».

Как писала в свое время одна азербайд­жанская газета, Саакашвили продвигался «по американской лестнице в русских сапогах». Сегодня он любит рассказывать, как в его се­мье не любили советскую власть. Может быть, и не любили, но верно ей служили. И не где- нибудь, а в НКВД–КГБ.

О родственниках со стороны отца из­вестно мало: Николоз Михайлович Саакаш­вили, известный врач и директор бальнеоло­гического курорта (куда входят знаменитые тбилисские серные бани), оставил семью еще до рождения сына Миши. Его отец был основателем и ректором Тбилисского меди­цинского университета. Старожилы Тбилиси утверждали, что этот дед Саакашвили был лю­бимцем Сталина, убежденным большевиком, вступившим в партию в 15 лет. Якобы меди­цинский институт создавали специально под него, а после смерти Сталина он сразу же был отправлен в отставку.

По материнской линии — еще веселее. Дед служил в грузинском НКВД еще при Бе­рии. Саакашвили любит козырять репрес­сированным прадедом Николозом Церете­ли, который на 10 лет был сослан в Сибирь. Странно, что в базе данных «Мемориала» это имя среди жертв политических репрессий отсутствует. Брат этого Церетели занимал­ся «революционной деятельностью» в рядах грузинской социал-федералистской партии, близкой к анархистам. Деятельность состо­яла в том числе в «экспроприациях», стыч­ках с жандармами, терактах. Прапрадедом Саакашвили был один из «марганцевых ко­ролей» Чиатуры, князь Иван Абашидзе. Как пишет в своей книге «Молодой Сталин» бри­танский историк Саймон Монтефиоре, в его поместье нередко находил приют молодой революционер Сосо Джугашвили. Отноше­ния чиатурских капиталистов с головореза­ми Сталина строились по тому же принципу, что и отношения нынешних бизнесменов с «крышей»: магнаты укрывали большевиков от жандармов и давали деньги «на револю­цию». Взамен революционеры защищали их от наездов «чужих» бандитов. Чиатуры пре­вратились в настоящий «бастион больше­визма».

В Грузии семья и происхождение имеют очень большое значение. Они определяют многое, если не все. Саакашвили происходит из очень хорошей семьи, принадлежащей к тбилисской элите. Мать, Гиули Аласания, — профессор-тюрколог, крупный бизнесмен в сфере образования. В судьбе Саакашвили ключевую роль сыграл ее брат Темур Аласа­ния, советский дипломат, работавший в ООН. Говорят, не только дипломатом. Во времена СССР дипломатические должности были обычной «крышей» для разведки. То есть Саа­кашвили был типичным советским «мажором», чья судьба была еще до рождения предопре­делена кругом влиятельных родственников.

И все пошло как по маслу. Сначала — самая престижная в республике школа. В тбилисскую 51-ю экспериментальную школу «с улицы» не набирали. Потом — факультет международных отношений Киевского уни­верситета. Про такие вузы в советские вре­мена говорили, что там происходит конкурс не абитуриентов, а их родителей. Мишин дядя по конкурсу прошел. Он организовал племяннику целевое направление от грузин­ского МИДа.

По каким-то загадочным причинам Саа­кашвили пришлось прервать учебу ради служ­бы в погранвойсках КГБ СССР. Два года он прослужил в киевском аэропорту на таможне. Вполне «блатное» место. В погранвойска тоже просто так не попадали. Дядя-дипломат, как ангел-хранитель, вел Мишу по ступеням ка­рьерной лестницы, оберегая от невзгод.

Дядя Саакашвили Темур Аласания уже долгие годы живет в США. Сейчас он на пенсии, а до того долгие годы проработал в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН. Дорос до влиятельного поста старшего советника се­кретариата этой организации. Его сыновья — граждане США. Именно дядя в свое время представил будущего президента американ­скому истеблишменту. Опыт и зарубежные связи советского дипломата помогли Саа­кашвили получить грант на обучение в Между­народном институте прав человека в Страс­бурге, а затем — стипендию Конгресса США на обучение в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Там в 1994 году он получил сте­пень магистра права. А поступил, заметим, в 1993-м. Из Грузии Саакашвили уехал в 1992 году, а в 1995-м уже вернулся, успев еще по­работать в адвокатской конторе Patterson, Belknap, Webb & Tyler, получить степень док­тора в Университете Дж. Вашингтона, пройти стажировку в Академии европейского права во Флоренции и в Гаагской академии между­народного права. Все это выглядит фанта­стично. Похоже, в большинстве этих контор Саакашвили просто отмечался ради того, чтобы записать соответствующую строчку в своей биографии.

На Западе Саакашвили обзавелся и вто­рым своим ангелом-хранителем — голланд­ской женой Сандрой Рулофс. А проработав полгода в адвокатской фирме, обрел и других могущественных покровителей. Утверждают, что Patterson, Belknap, Webb & Tyler имеет хо­рошие связи с Джорджем Соросом. Неслучай­но эта контора впоследствии стала юридиче­ским партнером движения «Кмара» — главной движущей силы грузинской «революции роз». Появление Сандры в его жизни тоже вряд ли было случайностью, как не было случайностью знакомство Ющенко и Катерины Чумаченко. Сандра и до встречи с Мишей интересовалась Грузией, даже успела побывать в Кутаиси в составе гуманитарной миссии.

Розы и веники

В большую грузинскую политику Саа­кашвили привел покойный Зураб Жвания. Во время визита Шеварднадзе в США он пред­ставил ему молодого юриста и рекомендовал включить его в партийные списки правящей партии «Союз граждан Грузии». Под чутким отеческим руководством «белого лиса» Миша дорос до министра юстиции. В сентябре 2001 года он подал в отставку, обвинив Шевар­днадзе и его команду в коррупции, после чего создал оппозиционную партию «Националь­ное движение».

Подобная схема хорошо отработана западными политтехнологами. По ней дей­ствовал и Виктор Ющенко, разница только в том, что он не сам ушел с поста премьер- министра, а его уволил Кучма. Аналогичным образом действует Саакашвили и сегодня. Старый сценарий: сначала занять заметный пост, привлечь всеобщее внимание, затем уйти в отставку и в оппозицию, обвинив дей­ствующую власть в коррупции. Ну а потом — революция и захват власти.

После «революции роз» Саакашвили, как кукушонок в чужом гнезде, распихал и вытолкнул всех своих соратников по борьбе. Зураб Жвания загадочно погиб, Нино Бурджа­надзе ушла в оппозицию. Народ с восторгом смотрел по ТВ, как отправляются за решетку обвиненные в коррупции чиновники Шевар­днадзе, однако вскоре восторги поутихли. За 9 лет правления Саакашвили Грузия вышла на первое место в Европе по количеству за­ключенных на одного жителя. Их количество выросло с 6 до 26 тысяч. В каждой семье кто- то сидел. После объявления режима «нуле­вой толерантности» к преступности прямо на улицах без суда и следствия было убито около 120 человек.

Кровавые разгоны митингов, военная авантюра 2008 года, тотальное прослуши­вание и ловля «шпионов» в духе 37-го года — вот чем запомнилось грузинам правление Саакашвили. Последней каплей стала открыв­шаяся правда о жестоких пытках заключенных в тюрьмах. Народ вышел на улицы — и с вени­ками в руках «вымел» националов из власти. Парламентские выборы 2012 года выиграла партия «Грузинская мечта».

Украинец Мишико

После проигрыша своей партии Саа­кашвили еще год оставался президентом. В конце октября 2013 года, после поражения кандидата от «националов» на президент­ских выборах, он покинул Грузию и пере­брался в США. Устроился преподавателем в американский вуз, но тут в Киеве начал­ся Майдан, и профессиональный револю­ционер усмотрел в этом для себя второй шанс. Тем более что Киев ему не чужой, и с Петром Порошенко он учился на одном факультете. Саакашвили не только сам вы­ступил на Майдане, но и привез с собой внушительную «группу поддержки». Сейчас появились свидетельства того, что среди привезенных им в Киев грузин могли быть и снайперы, участвовавшие в кровавых со­бытиях 20 февраля 2014 года…

Уголовное преследование Саакашвили на родине не помешало Порошенко сначала назначить его своим советником, а потом и губернатором Одесской области. И тут вновь на авансцену вышла настоящая, непротекаю­щая «Мишина крыша», которая устами аме­риканского посла Джеффри Пайетта заявила, что Госдеп США поддерживает Саакашвили в его борьбе с коррупцией, а Одесская об­ласть должна стать «лабораторией реформ на Украине». То есть полный провал Миши­ных реформ в Грузии не показался Госдепу достаточно убедительным — решили поэк­спериментировать еще и на одесситах.

На этот раз «соскочил» Саакашвили до­вольно быстро: на посту губернатора он не проработал и двух лет. Никаких внятных ре­форм одесситы, конечно, не увидели. Зато увидели губернатора, проводящего рабочее время в дорогих ресторанах в окружении мо­лодых сотрудниц. Предприниматели жалова­лись на рэкет со стороны грузинских оприч­ников Мишико. Не удалось ему развернуться в Одессе в полную силу — не было рядом Бид­зины Иванишвили, из кармана которого, как говорят, финансировались многие грузинские реформы… Пришлось уйти в оппозицию.

Вряд ли Саакашвили всерьез рассчи­тывает стать президентом Украины. Скорее всего, он, как таран, пробивает путь для кого- то другого. Кого? Где-то в тени рядом с ним маячит фигура экс-главы СБУ Валентина На­ливайченко, которого американцы не прочь были бы увидеть во главе Украины. Такой ва­риант не исключен. Так что напрасно окруже­ние Порошенко «гонит» на Мишу, обзывая его агентом Кремля. Если он и агент, то совсем другой структуры.

В общем, устраиваемся поудобнее. Пред­ставление еще только начинается.

Марина ПЕРЕВОЗКИНА.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,13–0,53%
EUR19,02–0,40%
GBP22,85–0,42%
UAH0,44+0,03%
RON3,82+0,21%
RUB0,17–0,46%

Курсы валют в MDL на 25.11.2024

Архив