Газета "Кишиневские новости"

Новости

В ЧЕМ СОЛЬ ВОПРОСА?

В ЧЕМ СОЛЬ ВОПРОСА?
16 ноября
00:00 2017

В мире вновь регистрируется рост случаев кретинизма

Сегодня, по­жалуй, мно­гим известно, что дефицит йода в орга­низме чело­века негатив­но влияет на его умственные способности. Но мало кто знает, что буду­щие мамы, сами того не желая, взращивают в своей утробе… слабоумного ребенка. Специ­алисты называют это заболе­вание синдромом врожденной йодной недостаточности, а по­просту кретинизмом. Но, как считает заместитель директора Института клинической эндо­кринологии, руководитель от­дела терапевтической эндокри­нологии ФГБУ «Национальный медицинский исследователь­ский научный центр» Минздра­ва РФ, членкор РАН, профес­сор Екатерина ТРОШИНА, «все йододефицитные заболевания могут быть предотвращены, тогда как изменения, вызван­ные нехваткой йода на этапе внутриутробного развития и в раннем детском возрасте, яв­ляются необратимыми и прак­тически не поддаются лечению и реабилитации».

«Интеллект ребенка в будущем напрямую зависит от йодной обеспеченности матери»

— Действительно, йодный дефицит имеет серьезные последствия для здоровья человека, — поясняет наш эксперт Екате­рина Анатольевна ТРОШИНА. — Особое внимание надо уделять неблагоприятному влиянию йодной недостаточности на разви­тие мозга и интеллект. По данным Всемир­ной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире около 50 млн человек имеют выра­женную умственную отсталость вследствие дефицита йода. Также йод играет цен­тральную роль в физиологии щитовидной железы, являясь основной составляющей тиреоидных гормонов, которые имеют важ­ное значение для развития нервной систе­мы. Особенно в эмбриональном периоде. Какую бы гениальную наследственность ни получил ребенок от своих родителей, при недостатке гормонов щитовидной железы она не будет реализована — произойдет задержка психического развития. Таким образом, интеллект ребенка в будущем на­прямую зависит от йодной обеспеченности матери.

В целом продукция тиреоидных гор­монов во время беременности в норме увеличивается на 30–50%. А потребность в йоде возрастает в 1,5 раза. И при наличии адекватных количеств основного субстра­та синтеза тиреоидных гормонов — йода — ребенок не будет иметь каких-либо не­благоприятных последствий. В ситуации, когда женщина проживает в условиях йод­ного дефицита, ее щитовидная железа еще до беременности функционирует, в той или иной степени затрачивая свои резервные возможности. Но даже в результате исполь­зования мощных компенсаторных механиз­мов в ряде случаев йода может не хватить для обеспечения столь значительного уве­личения продукции тиреоидных гормонов. Все это приводит к хронической стимуля­ции щитовидной железы и формированию зоба как у матери, так и у плода.

Закладка собственной щитовидной железы начинается на 3–4-й неделе эм­брионального развития. Но активно функ­ционировать она будет лишь со второй по­ловины беременности. Из этого следует, что тиреоидный эффект, определяющий формирование и функционирование важ­нейших функций мозга, в первой половине беременности целиком зависит от уровня тиреоидных гормонов у матери, т.е. уровня функционирования ее щитовидной железы. Дефект материнских тиреоидных гормонов на эмбриональном этапе развития приво­дит к снижению интеллекта и слуха у буду­щего ребенка и формирует моторные нару­шения. Известно, что психонейромоторные нарушения, возникшие на этом этапе раз­вития мозга, устранить невозможно.

«Чем выше в регионе недостаток йода, тем ниже у населения коэффициент интеллекта (IQ)»

— Большое значение имеет адекватное потребление йода и новорожденными, — особо подчеркивает наш эксперт Екатери­на Трошина. — Высокая чувствительность детей в ранний постнатальный период к не­благоприятным эффектам йодного дефи­цита объясняется сочетанием достаточно низкого содержания йода в их щитовидной железе. Поскольку в раннем детском воз­расте единственным продуктом питания яв­ляется материнское молоко, то кормящая мать, проживающая даже в условиях легкой нехватки йода и не получающая его допол­нительно, не способна обеспечить этим микроэлементом своего ребенка.

Поэтому проблема йододефицитного (эндемического) кретинизма является весь­ма актуальной для регионов с тяжелым де­фицитом йода. Для кретинизма характерна умственная отсталость на уровне дебиль­ности, связанная с нарушением развития мозга вследствие выраженного дефицита тиреоидных гормонов во внутриутробном периоде. Однако неблагоприятное влияние дефицита йода на умственное развитие не исчерпывается только случаями кретиниз­ма. У населения йододефицитных районов можно обнаружить снижение интеллекта помимо явных случаев кретинизма.

Исследования, выполненные в послед­ние годы в разных странах мира, показали: средние значения коэффициента интеллек­та (IQ) у людей, проживающих в регионах выраженной йодной недостаточности, на 15–20% ниже таковых в регионах без дефи­цита йода. Умеренный дефицит йода подчас не имеет внешне выраженного характера. Поэтому его называют «скрытым». Вместе с тем в ряде исследований сделаны важные выводы: дети школьного возраста без на­рушений функции щитовидной железы, ко­торые родились и жили в регионах Европы с умеренным йодным дефицитом, имели легкий или даже явный интеллектуальный дефицит по сравнению с детьми, получав­шими йодную профилактику и проживав­шими в популяциях, аналогичных по этническим, демографическим, национальным и социально- экономическим условиям. Эти изменения имеют ту же природу, что и за­держка умственного развития в условиях тяжелого йодного дефицита.

На территориях с умеренной и даже легкой степенью де­фицита йода также наблюдается сни­жение средних зна­чений коэффициента интеллекта у населения. Таким образом, в услови­ях йодного дефицита любой степени тяжести важное зна­чение на уровне популяции приоб­ретают пограничные нарушения интеллек­та, риску которых, вероятно, подвержено все население йододефицитного региона. Эта проблема имеет важное социально- экономическое значение, которое состоит в существенной потере образовательного и профессионального потенциала, считает эксперт.

И что в этом случае делать? Извечный русский вопрос. Где добыть этот дефицит­ный йод? Как ни странно, ответ давно най­ден, и он прост до неприличия.

Сколько йодированной соли вешать в граммах?

По мнению специалистов, многие йо­додефицитные заболевания могут быть предотвращены «путем приема йодиро­ванной соли и препаратов, содержащих физиологическую дозу йодида калия». Такая профилактика нужна в первую оче­редь людям групп максимального риска: женщинам в период беременности, кор­мящим матерям, новорожденным и детям до 3 лет. Синтез достаточного количества йода в щитовидной железе новорожденно­го возможен только при поступлении в его организм 15 мкг йода на 1 кг массы тела в сутки (к концу первого года жизни — почти в 2 раза меньше); для недоношенных детей — 30 мкг/кг. В целом для новорожденного адекватный уровень потребления йода со­ставляет не менее 90 мкг/сутки, а для детей старше 6 месяцев — 110–130 мкг/сутки. С возрастом потребность в йоде снижается. Хотя дети страдают синдромом дефицита йода до 14 лет — у них развивается эндеми­ческий зоб, что ставит под удар не только их интеллект, но и слух, нервы и т.д.

КСТАТИ: Сегодня фактическое среднее потребление йода жителем Рос­сии по-прежнему составляет всего 40–80 мкг в день, что в 3 раза меньше установленной нормы (150–250 мкг). Ежегодно к врачам обращаются более 1,5 миллиона взрослых и 650 тыс. детей с различными заболева­ниями щитовидной железы. Причина у 65% случаев у взрослых и 95% у детей — недо­статок йода в питании.

Выходит, всеобщее йодирование соли — панацея от всех бед, связанных не только со щитовидкой, но и с интеллектом нации? И это не шутка. Еще в начале 90-х годов прошлого века в принятой резолюции Все­мирной ассамблеи здравоохранения нашла отражение чрезвычайно высокая медико- социальная значимость недостаточности йода в питании населения земного шара. Проведение массовой профилактики йо­додефицитных заболеваний при помощи йодированной соли ВОЗ рекомендовала в качестве наиболее эффективного метода. В 1990 году мировые лидеры на всемирной встрече в Нью-Йорке приняли план дей­ствий по реализации Конвенции о правах ребенка. Подписавшие и ратифицировав­шие конвенцию страны, в том числе и РФ, взяли на себя обязательство устранить за­болевания, связанные с дефицитом йода.

Сегодня в 95 из 130 стран мира, где был отмечен дефицит йода, приняты законы по всеобщему (обязательному) йодированию соли (в т.ч. и страны СНГ). Но только Рос­сия и Украина из всех стран бывшего СССР не имеют законодательного регулирования проблемы йодной профилактики. В России над его созданием работают уже более… 13 лет, с 2003 года. Но воз и ныне там.

Самое интересное, что массовую профилактику йодированной солью и ле­карственными препаратами йода начали активно про­водить в СССР еще в 1956 году. В соот­ветствии с при­казом в СССР была создана система про­тивозобных центров. И к концу 70-х годов «эн­демический кретинизм был полно­стью ликви­дирован», как писали тогда. Но в начале 80-х про­тивозобные центры были перепрофилиро­ваны в эндокринологиче­ские диспансеры, и система та­кой профилактики перестала существовать. Средний показатель распространенности эндемического и других форм нетоксиче­ского зоба среди взрослого населения РФ с 2009 по 2015 гг. составил 931 случай на 100 000 населения (данные Росстата РФ «Све­дения о заболеваниях, связанных с микро­нутриентной недостаточностью»).

«Государство, принявшее политиче­ское решение о ликвидации йододефи­цитных заболеваний, в идеале должно закрепить это решение законодательно, — считает наш продвинутый эксперт Екатери­на Анатольевна Трошина. — Только закон, предусматривающий четкие механизмы реализации, способен защитить население страны от негативных последствий дефи­цита йода». Читай, от угрозы слабоумия.

Александра ЗИНОВЬЕВА.

 

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,24+0,37%
EUR19,02–0,06%
GBP22,86–0,08%
UAH0,44–0,10%
RON3,82–0,03%
RUB0,18–1,10%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив