Молдова. Территория беззакония
В минувший вторник, следуя своему обещанию, лидер нашей партии Ренато Усатый обнародовал фильм-расследование
Этот фильм выполняет свою задачу в главном: если предоставленные Усатым материалы подлинны (а сомневаться в этом пока нет никаких оснований), целый ряд сегодняшних молдавских государственных деятелей совокупно представляет собой, по сути, именно преступную группировку – как лидер «Нашей Партии» и квалифицировал их, анонсируя фильм.
Ведущие члены «бригады» перечислены поимённо – Генеральный прокурор Молдовы Эдуард Харунжен, его заместитель Игорь Сербинов, прокурор по борьбе с коррупцией Виорел Морарь, прокурор по борьбе с организованной преступностью Виталий Бусуйок, прокурор Игорь Демчучин, директор СИБ Михай Балан, глава Генерального инспектората полиции Георгий Кавкалюк. И, если верить цитируемым в фильме документам, группировка эта действует в интересах своего координатора – председателя Демократической партии Владимира Плахотнюка.
Горбунцов, нужный и ненужный
Усатый говорил правду, утверждая, что его расследование рассчитано не только на отечественный, но и западный заинтересованный взгляд. Первая часть фильма подробно рассказывает историю, молдавскому зрителю хорошо известную, – о мытарствах в минюсте усатовских «ПаРУса» и «Патрии», о снятии с выборов, об истории с киллером Прокой. Обо всём этом много писала в том числе и наша газета. Но есть в делах начала десятых годов моменты, далеко не всем в Молдове известные.
Так, оказывается, в 2011 году Влад Плахотнюк предлагал Усатому купить «Универсалбанк». После того, как предыдущий владелец, «чёрный банкир» Герман Горбунцов, буквально выпотрошил банк, он перешёл в собственность зарегистрированной в Панаме фирмы ComerFood, принадлежащей, как выяснилось позже, Плахотнюку. Усатый не скрывает, что всерьёз рассматривал возможность покупки, но, ознакомившись с положением дел в банке, от сделки с нынешним председателем ДПМ отказался. Вот, собственно, откуда «растут ноги» той, запомнившейся многим пресс-конференции, на которой Усатый открыто обвинил Горбунцова в мошенничестве и воровстве.
Горбунцов, как мы знаем, тогда из Молдовы попросту бежал. И с тех пор «бандитом», «членом солнцевской мафии» Усатый стал исключительно по версии сайта Сrimerussia, который принадлежит Вадиму Веденину – одному из адвокатов Горбунцова. При этом факт, что Усатым никогда не интересовались правоохранительные органы – ни молдавские, ни какие-либо ещё, в своё время публично подтвердил даже бывший заместитель министра внутренних дел РМ Геннадий Косован.
В 2011-ом, ещё не видя в Усатом угрозы для действующей власти, молдавские правоохранители завели на беглого «чёрного банкира» несколько уголовных дел, объявив его розыск по линии Интерпола. И это тем более странно вспоминать ныне, когда «дело Горбунцова» представляет собой фактически единственный «кистень», которым молдавская власть пытается бить несговорчивого оппозиционного политика. Горбунцов тайно переправился через Днестр, но очень скоро вновь понадобился в Молдове.
Прейскурант и цены молдавской Фемиды
Засим начинается самая любопытная часть фильма. Усатый демонстрирует десятки скриншотов переписок криминальных партнёров Горбунцова – Дмитрия Мельникова и Евгения Алексеева – между собой и со своим патроном. По понятным причинам, лидер НП не называет источники документов, но, зная его склонность к метафорам, предполагаем, что это либо «талантливые программисты», либо «патриотически настроенные офицеры»…
Многие материалы подтверждают и дополняют события, внешняя канва которых нам была уже известна. Как, например, прошлогодняя поездка в Лондон молдавских прокуроров на рандеву с Горбунцовым – на тот момент ещё разыскиваемым Интерполом фигурантом уголовных дел в Молдове. Вот что накануне этого визита писал Алексееву Горбунцов (во всех цитатах сохранены оригинальные стиль и орфография):
«Я просил о необходимости не только снятия международного розыска как такового, ни и закрытия дел в Молдове. Женя, я не против оплатить оставшуюся часть, но договор был об оплате по факту, и не как иначе. Теперь мне предлагают организовать командировку прокуроров ко мне, свидетельствовать против Усатого и сделать подлог документов, предоставленных здесь?»…
Судя по всему, это был весьма бурный процесс торговли между желающим очиститься Горбунцовым и заинтересованной в его «услугах» молдавской властью. Посредники ломали головы в поисках «вариантов».
«Вариант по клиенту: Прокуратура может взять материал на проверку и материал случайно может полностью пропасть. Тогда прекратить гораздо проще. Хотя пропажа материалов дело не простое…», – пишет то ли Алексеев Мельникову, то ли наоборот.
Неосторожность горбунцовских «обнальщиков» во всей красе высвечивает поразительную наглость расценок самых заметных деятелей (чьи имена называются регулярно) молдавской Фемиды.
«Пока материалы Морару отказывается передавать. Говорит, чтоб лично Генеральный распорядился отдать нам материалы, либо ждите сроки. В общем, хочет денег…».
«В целом, новости нормальные. Завтра Сербинов поговорит с Генеральным, чтоб тот воздействовал на Мораря…».
«Сегодня Сербинов лично проверял все по клиенту. Информация такая: 2 дела, проходящие по Интерполу, сняты точно, Морару сказал делиться – 10 тыс.»…
Обратное превращение в «белого и пушистого» бизнесмена, мягко говоря, влетело Горбунцову в копеечку. Молдавские «партнёры» ещё и заставляют его понервничать.
«Саша, Герман просит подтвердить, что следующий раз будет именно исключение из Интерпола, а не очередной набор бумаг за одно дело. 100 зелени…».
« – Так что с розыском? Снимают? Или как как, женя? Он мне голову е…т за 200 К.
– Демчучину Саша Маломан передал 20-ку. Тот заносит в качестве аванса наверх и начинают работать…»
Как видим, «такса» в молдавской Прокуратуре – 100-200 тысяч долларов, в зависимости от дела. Но хуже другое. Отечественные правоохранители с поразительной лёгкостью делятся строго конфиденциальными данными Интерпола и своей перепиской с иностранными силовыми структурами. «Нам бы хотелось видеть реакцию Интерпола на всё это», – говорит в фильме Усатого голос за кадром. Нам бы, кстати, тоже…
Те же и Координатор
Следующая часть предоставленных Усатым документов настойчиво свидетельствует о существовании некой договорённости между Горбунцовым и Владимиром Плахотнюком. За особую услугу – «чёрному банкиру» возврат молдавских активов и, судя по всему, даже возможность отмывать через Молдову деньги.
«Я сегодня общался с Герой, он хоть и нервничает из-за Плохиша, но понимает, что выхода нет. Он будет сотрудничать с Плохишом против Усатого»…
А вот и «Гера» собственной персоной:
«Я готов активно работать. Я разговаривал с П (очевидно – Плахотнюком, – Ред.). Если всё сделаем правильно и поможем ему закрыть вопрос с У (Усатым – Ред.), то я АКТИВНО вернусь в Молдову. Очень надеюсь, что сработаем как и с закрытием дел»…
И с другого сообщения, отправленного Мельниковым Алексееву, следует, что Владимир Плахотнюк сделал предложение Горбунцову, о «получении части активов в обмен на возобновление «рыбного вопроса» (отмывание денег – Ред.)…
«На Муссолини не тянет…»
Что же это за особая «услуга», требуемая от Горбунцова? Помощь в окончательном устранении Усатого из молдавской политики. На 2017 год разработана подробная «концепция» уничтожения молодого оппозиционера в молдавских СМИ. В конце нынешнего лета в широкий «прокат» на телеканалах Влада Плахотнюка должен выйти фильм с комментариями «пострадавшего» Горбунцова, которому Усатый «сломал судьбу». При этом, как утверждает Мельников, фильм должен стать «основой нового дела на 100%».
«Дима, как быть с моментом требования прокурорскими еще части оплаты? …Они готовы нарисовать часть документов задним числом для фильма, если необходимо и по протестам 2016 года, там уса (так «остроумно» именуется в переписке Усатый – Ред.) отличился»…
Выглядит уже почти комично, но Горбунцов, похоже, усиленно проходит что-то вроде курсов актёрского мастерства. Сроки поджимают – съёмки фильма должны начаться во второй половине июня, а премьера будет приурочена ко Дню независимости.
«Я хотел тебе донести концепцию, как видит её Гера. Вчера мы говорили с ним часа полтора, он вынес весь мозг. Хочет активного участия в рыбном деле уже сейчас. Подготовь ему пробный текст, он выучит, скинь манеру, на Муссолини он не тянет», – пишет Мельников.
Алексеев в свою очередь предлагает выйти на Генеральную прокуратуру Украины, чтобы «приписать» Усатого ещё и к Вячеславу Платону, «если это потребуется».
Разумеется, вся эта хитроумная задумка не может обойтись без верного «блогера» олигарха – Вячеслава Балакчи.
«Молдаванин Слава, которому Гера рассказывал об Усе в октябре, рвется в бой. Идея: вбросить об активном участии Усы в рейдерском захвате гериного банка, Моломан сказал, что прокурорские подсветят новым делом. Нужен грамотный текст… Речь идет о полноценном фильме о бандите Усатом. 12 тысяч уже передали в качестве аванса, сейчас идёт сбор информации…».
Тему фильма о «бандите Усатом» продолжает ещё дюжина красноречивых сообщений Алексеева – Мельникова. Но, полагаем нашим читателям всё уже предельно ясно. В заключение позволим себе лишь два осторожных вывода.
Во-первых, после длинного ряда заведённых на Усатого в Молдове уголовных дел, всё что есть на него у отечественных правоохранителей и политических оппонентов – актёрские страдания «Геры» по поводу «сломанной жизни». Ни фактов, ни доказательств, ни свидетельств.
И во-вторых. Выдавленный за пределы страны, находящийся за тысячу километров от Кишинёва, Усатый продолжает смертельно пугать действующую в Молдове власть и, очевидно, больше всех – «самого могущественного человека в стране», «хозяина Молдовы», «эффективного менеджера» Влада Плахотнюка.
Дмитрий ГАМАЮНОВ.