В Приднестровье голосовали за Россию
На левом берегу Днестра новый президент – Вадим Красносельский
ретьим президентом непризнанной ПМРстал Вадим Красносельский, до недавнего времени возглавлявший Верховный совет республики. Победитель набрал 62,03% голосов избирателей. За ним следует глава региона Евгений Шевчук, у него 27,38%. Третий – лидер местных коммунистов Олег Хоржан с 3,17%. Остальные кандидаты получили менее одного процента голосов. Избиратели Левобережья продемонстрировали достаточно высокую явку – 59,16%.
Все шесть претендентов на пост главы региона выступали за сближение с Российской Федерацией и укрепление независимости. То есть никакого раскола в обществе по линии восток-запад не наблюдалось. В Приднестровье на период предвыборной кампании конкуренты пригласили сотрудников двух российских компаний: Всероссийского центра исследований общественного мнения и «Глобал социум консалтинг». Первая предрекала победу Красносельскому, вторая – Шевчуку. Государственные СМИ, а это в регионе весьма значительная сила, были на стороне действующего президента.
Менее чем за сутки до выборов на усиление охраны здания Центризбиркома неожиданно выдвинулся отряд спецназначения «Скорпион». Это при том, что здание и так находилось под неусыпным контролем милиции. Сотрудники ЦИКа от «услуги» отказались и выпроводили незваных гостей. Естественно, инициатива «Скорпиона» родилась не в головах руководства спецназа, а гораздо выше.
После оглашения результатов выборов Вадим Красносельский провел пресс-конференцию. Говоря о внешнеполитических приоритетах, он высказался достаточно витиевато: «Я вижу просто необходимым интеграцию экономики Приднестровья с евразийской экономикой, с российской экономикой и сплетение Приднестровья и РФ такими экономическими узами, которые максимально приблизят также и политическое признание».
С Молдовой и Украиной новоизбранный глава региона намерен «выстраивать добрососедские отношения».
В ходе избирательной кампании основные кандидаты не раз грозились отправить друг друга за решетку. Обвинения были самыми разными – от банального воровства, взяточничества, до предательства интересов родины. Около года назад появился слух: в случае проигрыша Шевчука на президентских выборах, в Кремле готовят для него хорошую должность в Крыму. Насколько эта информация соответствует действительности, станет известно в ближайшее время. Во всяком случае, бывший глава Приднестровья уже вылетел в столицу России.
Мы поинтересовались у экспертов: как избрание Вадима Красносельского на высокую должность может изменить взаимоотношения двух берегов Днестра и возможна ли реализация в новых условиях идеи федерализации?
Игорь Волницкий, директор консалтингового агентства, экс-советник премьер-министра, член Союза писателей РМ:
«Наверняка, на первом этапе никаких изменений не будет. Полагаю, так называемый президент делегирует ведение переговорного процесса, как это делал и его предшественник, министру иностранных дел. В этом ведомстве накопилось достаточное количество наработок и документов, по которым там работают. О каких-то изменениях можно будет говорить после того как увидим, кто возглавит тамошний МИД. Игорь Додон один-два года назад активно продвигал идею федерализации. Однако предвыборная кампания показала, что он отодвинул данную идею на задний план. Вероятно, посчитал, что она неблагоприятно повлияет на его рейтинг. Также надо смотреть, какие прерогативы будут у нового президента в области приднестровского урегулирования. На данном этапе их у него немного. Если обратиться к нашей недавней истории, то мы увидим: Снегур и Лучинский много внимания уделяли проблеме взаимоотношения двух берегов. Первоначально третий президент тоже был активен на данном направлении, но потом переложил эти обязанности на исполнительную власть. Четвертый глава государства вообще Приднестровьем не занимался. На себя все взяли премьер и бюро по реинтеграции. У Игоря Додона нет реальных рычагов воздействия на процесс принятия решений в отношении приднестровской проблемы. Но у него есть право на законодательную инициативу и инициацию референдума. Если он использует данные возможности, можно будет говорить о каких-то новых перспективах».
Григорий Воловой, член Общественной палаты ПМР, член Союза писателей РФ:
«Первое и главное: в Приднестровье закончится противостояние между ветвями власти. Думаю, на следующий день после инаугурации нас будут ждать первые назначения на ответственные должности. Экономическая ситуация в ПМР из-за политических решений Кишинева и Киева достаточно сложная. Ее необходимо разрешать. Каким образом? Полагаю, на следующих переговорах в рамках ОБСЕ от Тирасполя потребуют, в том числе и Россия, уже каких-то конкретных действий. Напомню, все кандидаты шли на выборы с программами, предусматривающими сближение с РФ, признание независимости Приднестровья. Это сложные исходные условия, при которых можно было бы вести независимую политику. Закон об особом статусе Приднестровья, который был принят в Кишиневе, не предполагает построения федерации. Ни у Тирасполя, ни у стран гарантов нет по этой теме каких-либо предложений. Нет документа, который можно было бы критиковать или дополнять. И вообще, Кишинев боится слова «федерализация», ему больше нравится «особый статус». Тему эту можно обсуждать сколько угодно, но эффекта никакого не будет».
Александр ЧУДАК.