Бюджет высокой поспешности
Главный финансовый документ страны приняли впопыхах и полуподпольно
В нынешнем году страна шесть месяцевжила без государственного бюджета. Он был принят и вступил в силу только в июле. Иникого из господ во властных кабинетах это обстоятельство не беспокоило.
А тут вдруг все заволновались: 1 января на носу, а бюджет не утвержден. Непорядок! И решили чиновники то, что должны были делать в течение года, по- быстрому провернуть за несколько дней (о том, что Закон о бюджетном процессе требует утвердить национальный бюджет до конца октября, ответственные лица предпочитают не упоминать).
Всего через неделю после того, как проект национального бюджета был опубликован для обсуждения на сайте министерства финансов, правительство неожиданно собралось на внеочередное заседание. Было это в понедельник на прошлой неделе. В повестке дня значилось рассмотрение проекта госбюджета на 2017 год, но сам документ появился на сайте правительства меньше чем за два часа до заседания. Впрочем, это не имело никакого значения: главный финансовый документ страны утвердили за полчаса! И вопросов ни у кого не возникло. Парламент обсуждал подольше, зато на ночь глядя: депутаты, превозмогая сонливость, приняли проект в первом чтении ближе к полуночи.
Дефицит и долги – в рост!
Доходы национального бюджета, куда входят государственный и местные бюджеты, запланированы в размере 51,7 млрд леев – почти на 10% выше, чем в 2016 году. Расходы составят 55,4 млрд леев (рост на те же 10%), из которых более трети связаны с социальной защитой населения. Дефицит бюджета в размере свыше 4 млрд леев власти планируют покрыть за счет внешнего финансирования. Ожидается поступление грантов в сумме 3 млрд леев, которые напрямую направят в госбюджет. Помимо грантов, правительство планирует получить 7,9 млрд леев в виде кредитов, из них в госказну попадет около 6 млрд леев, а остальные средства пойдут на обслуживание кредитов. Планируется, что деньги поступят из ЕС, Румынии, Всемирного банка и МВФ. Все они пойдут на покрытие бюджетного дефицита.
В общей сложности внешних заимствований ожидается на 41% больше, чем в нынешнем году. Их планируется потратить на реформу юстиции и на строительство газопровода Унгены- Кишинев. Таким образом, государственный долг вырастет почти на 13%, две трети общей его суммы – внешний долг. Но увеличится и внутренний долг – за счет тех самых почти 14 млрд леев, которые правительство выделило под собственную гарантию для спасения лопнувших банков, а теперь будет возвращать Национальному банку.
Кому и сколько?
Итак, что кому достанется, а на что денег не хватит?
Среднегодовой валютный курс лея прогнозируется на уровне 20,4 лея за доллар, что на 2% больше по сравнению с 2016 годом. Ожидается инфляция в размере 4,4% и рост ВВП на 3%. Экспорт планируется увеличить на 10%, а импорт — на 9%. Размер среднемесячной зарплаты в 2017 году должен составить 5,3 тыс. леев, рост в реальном выражении на 3,1%.
На образование намечено потратить около четверти всех средств, на социальную защиту пятую часть, на охрану здоровья меньше 10%. На поддержание общественного порядка, оборону и национальную безопасность планируется направить 11% от всех расходов (при этом затраты на министерство обороны по сравнению с нынешним годом сокращаются). На развитие культуры, спорта и молодежные программы государство ассигнует менее 2% средств, а на защиту окружающей среды и вовсе 0,6%.
Зато обещают создать Фонд поддержки инвесторов в размере 30 млн леев, повысить на 6-8% зарплаты сотрудников Национального центра по борьбе с коррупцией, судей, прокуроров, таможенников, педагогов и социальных работников. Кроме того, предусмотрено усиление поддержки семей с детьми — увеличение пособий по рождению ребенка, пособия по уходу за близнецами и т.д. А вот средства на обеспечение питанием детских садов в соответствии с новым меню, разработанным министерством здравоохранения, в бюджет не заложены. И это особенно умиляет на фоне все еще разворачивающегося скандала с поставкой в детские сады столицы испорченных продуктов.
Сократить путем увеличения
А экономический журналист Дмитрий Барбалат обратил внимание на прелюбопытную подробность в проекте бюджета. Еще весной, отчитываясь о первых ста днях деятельности правительства, премьер-министр Павел Филип обещал к осени реформу исполнительной власти, в результате которой число министерств и госслужащих существенно сократится. К осени не успели, сроки сдвинули на начало следующего года.
Логично было бы предположить, что в проекте бюджета это сокращение будет отражено в виде уменьшения расходов на содержание государственного аппарата. Не тут-то было! Общие расходы на публичные органы планируется увеличить на 10,5%, а на персонал – на 11,7%. В перечне ведомств, которым намечено увеличить содержание, – Генеральная прокуратура, министерство финансов, министерство экономики, министерство юстиции, министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности, министерство транспорта и дорожной инфраструктуры, Служба информации и безопасности. Обратите внимание: ни образования, ни здравоохранения, ни культуры – отраслей, где занято больше всего бюджетников, – в этом перечне нет.
Интересная получается реформа: сокращение через увеличение. Молдавский вариант.
Бюджет навынос
И премьер Павел Филип, и глава парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Штефан Крянгэ высоко оценили документ. Оппозиционные депутаты, наоборот, подвергли проект жесткой критике. По их мнению, документ подготовили впопыхах, в расчете не на жителей Молдовы, а на внешних доноров. Об этом, в частности, свидетельствует высокая (более чем на 20%) зависимость экономики от поступлений донорских средств, что свидетельствует об ее неустойчивости. А прогнозы, положенные в основу расчетов доходов и расходов, оппозиционеры назвали недостоверными и отметили, что несколько важных законопроектов (реформа пенсионной системы, изменение правил для игорного бизнеса), принимаемых одновременно с бюджетом, в его проекте не учтены.
Но правящее большинство на эти возражения внимания не обратило и оперативно проштамповало документ в первом чтении. Судя по всему, не за горами и окончательное рассмотрение. Внешние доноры должны быть довольны.
Елена БАРАБАРОШ.