Газета "Кишиневские новости"

Экономика

MOLDAC ждёт европейского признания

MOLDAC ждёт европейского признания
27 октября
00:00 2016

Национальный центр по аккредитации продолжает внедрять профессиональные международные стандарты

Для непосвящённого сфера деятельности отечественного центра по аккредитации MOLDAC может показаться несколько запутанной и даже «странной». Между тем, при более внимательном рассмотрении, работа Центра оказывается напрямую связанной с реальной экономикой, экспортным потенциалом страны и вопросами евроинтеграции.

Обо всём этом мы побеседовали с директором MOLDAC Евгенией Споялэ

Знать больше, уметь лучше

– Евгения, если обратить внимание на то, как деятельность по аккредитации регламентируется молдавским законодательством, ваш Центр – едва ли не истина в последней инстанции…

– Скорее боец на передовой. MOLDAC работает на основе стандарта ISO 17011, и здесь, видимо, стоит сразу пояснить термин «аккредитация». По сути, это инструмент для оценки технической компетентности и беспристрастности органов по оценке соответствия (например, лабораторий) в определенных областях, которые регламентируются техническими регламентами.

Сегодня MOLDAC аккредитует весьма широкий спектр органов по оценке соответствия, среди которых – испытательные, калибровочные, медицинские, метрологические, а в ближайшем будущем и криминалистические лаборатории; органы по сертификации продукции, систем менеджмента; органы инспекции в области оценки соответствия и организаторы схем межлабораторных испытаний.

При этом Центр не работает по схеме «запретить-разрешить», мы можем только рекомендовать, подсказывать и, в целом, выступаем помощниками для каждого из органов, желающих получить аккредитацию MOLDAC. И в этой роли – да, мы обязаны знать больше, понимать точнее и уметь лучше, чем кто-либо, действующий в данной сфере. То есть в определённом смысле, Центр действительно движется в авангарде.

– Насколько я понимаю, к сегодняшнему дню в своей деятельности MOLDAC руководствуется уже не столько отечественным, сколько европейским и международным законодательством?

– Главная цель, к которой сегодня стремится Центр, – подписание Соглашения о двустороннем признании с Европейской организацией по аккредитации (EA).

– Насколько на сегодняшний день вы близки к ожидаемому признанию?

– Мы подали заявку ещё в декабре 2013-го и в ожидании оценочной группы ЕА проделали большую работу. Так, были актуализированы документы MOLDAC, устанавливающие правила, процедуры по аккредитации; изучены и внедрены документы ЕА, IAF, ILAC; подготовлен и обучен персонал, вовлеченный в процесс аккредитации. Мы провели несколько десятков семинаров, конференций, круглых столов по изучению новых международных и европейских документов в области аккредитации и оценки соответствия. К слову, в ходе одного из таких мероприятий представители молдавских органов оценки соответствия и институтов в области инфраструктуры качества имели возможность напрямую общаться с председателем EA Томасом Факламом, который уже тогда отметил, что система аккредитации в Молдове соответствует европейским и международным требованиям.

Оценочная группа EA дала нам рекомендации по улучшению нашей системы в части работы с документами европейской и международных организаций. Мы, в свою очередь, инициировали изменения в Законе об аккредитации и оценке соответствия.

О важности виноградника на южном склоне

– В такой ситуации, видимо, Центр вынужден внедрять большое количество новшеств, прежде в Молдове неизвестных?

– Да. Совсем недавно, скажем, мы получили возможность аккредитовывать лаборатории на сертификацию производителей так называемого терруарного вина – изготовление которого основано, прежде всего, на использовании сырья в зависимости от природно-климатических условий расположения виноградника и контролируемых условий.

Поясню. Есть – условно – марка «Шато де Флёр», под которой выпускается только вино из лозы, произрастающей на конкретной, ограниченной территории, полностью умещающейся, допустим, на южном склоне холма. Орган, сертифицирующий подобное вино, должен чётко понимать принципы, технологию и, если угодно, философию такого рода производства. И знать, например, что в нынешнем году в означенной природно-климатической зоне получен урожай, из которого можно изготовить не более миллиона бутылок «Шато де Флёр». Если же производитель вдруг заявляет о выпуске пяти миллионов бутылок, это означает, четыре пятых этой партии – совсем другое вино и не может быть сертифицировано как «терруарное» и, соответственно, называться «Шато де Флёр».

Кроме того, уже упомянутая мной криминалистика – тоже довольно новая тема. В Европе такие лаборатории аккредитуются давно, нам же пришлось даже приглашать специалиста из Италии, чтобы он помог переложить общие требования к лабораториям на специфическую область криминалистики, которая работает с кровью, ДНК, отпечатками пальцев…

А ещё мы сегодня серьёзно продвинулись в деле аккредитаций метрологических калибровочных лабораторий на способность обеспечивать единство и прослеживаемость измерений, ориентируясь на эталоны и погрешности, принятые во всём мире. Проще говоря, мы должны убедиться, что грамм, которым оперирует испытательная лаборатория, аккредитованная на стандарт ISO 17025, соответствует эталону, с погрешностью не более 0,02мг.

– Но ведь ваши «подопечные» – это не только собственно лаборатории?

– Конечно. Например, орган по сертификации систем менеджмента – это не лаборатория, не оборудование, а исключительно люди. Которые должны оценить насколько управление тем или иным предприятием соответствует стандартам системы менеджмента. Мы же, со своей стороны, определяем, способен ли такой оценщик прийти на предприятие и увидеть: работает ли там заявленная руководством система? В приоритете ли качество и безопасность продукции, сколько потрачено на подготовку персонала, есть ли «обратная связь» с клиентом, сколько рекламаций и многое другое. Потому что объекты системы менеджмента – это и директор, и главный бухгалтер, и охранник с грузчиком, и работает она только в том случае, если все эти «составные части» правильно взаимодействуют…

Кадры по-прежнему решают…

– Сколько органов по оценке соответствия MOLDAC «пропускает через себя» за год?

– Около 130. Вообще, цикл по аккредитации составляет четыре года, после чего проводится переаккредитация. Но каждый орган обязательно проходит у нас ещё и ежегодный надзор. Так что, по сути, мы держим руку на пульсе непрерывно.

– Какой же вам для этого необходим штат?

– Штат самого MOLDAC – чуть больше 20 человек. Плюс более 200 приглашённых, внешних профессионалов в самых разных областях, в том числе и иностранных.

Вообще, непосредственно аккредитацией у нас занимаются три вида специалистов.

Во-первых, технический оценщик. Он знает, чаще всего, одну какую-то область и примыкающие к ней требования оценки соответствия.

Во-вторых, технический эксперт, высококлассный специалист в очень узкой сфере. В этом качестве я могла бы задействовать, например, вас как журналиста. Вашей задачей было бы оценить сертифицирующий орган на открытость, наличие связей с общественностью, насколько профессионален и функционален его сайт в интернете, делает ли орган себе рекламу, грамотно ли подаёт информацию о своей деятельности и, на этом основании, в какой мере привлекателен для клиентуры…

И в-третьих, Главный оценщик, который может руководить группой технических оценщиков и экспертов. Это специалист, владеющий всем комплексом требований и правил аккредитации, специалист, как правило, успевший поработать и на производстве, и в органе оценки соответствия (скажем, в лаборатории). Он видит всю «вертикаль», картину в целом.

– Две сотни классных специалистов – это очень много. Но даже их, наверное, нужно не только привлекать, но и учить…

– Разумеется. Кадровый вопрос, как, видимо, и повсюду в республике, для нас – и важнейший, и труднейший.

К сожалению, по собственной инициативе к нам за тринадцать лет пришло едва ли полтора десятка специалистов. Пытаемся звать людей прежде всего из «инфраструктуры качества», изначально хотя бы минимально соответствующих нашим требованиям и критериям. Дальше – учим и продолжаем учиться сами. Было у нас несколько больших образовательных проектов со шведами, голландцами, итальянцами. Естественно, регулярно ездят наши специалисты и на различные профильные курсы за границу. По-другому нельзя. Специалист в области аккредитации должен иметь как практический опыт, так и добротную теоретическую базу.

Возможности и необходимости

– Можно ли сказать, что, работая с органами оценки соответствия, вы наблюдаете молдавскую экономику в целом – в смысле её сближения с европейскими стандартами?

– Отечественные лаборатории выросли однозначно. Не количественно, но качественно. Буквально на глазах переоборудываются, внедряют европейские методы. Отечественным производителям интересен европейский рынок, а поскольку он предъявляет разнообразные и очень жёсткие требования к продукции – деваться некуда, нужно сертифицировать её по правилам цивилизованного мира. Собрался поставлять вино в Германию, а там требуют подтвердить такие показатели, какие на внутреннем рынке и не упоминались никогда. А значит, нужен орган, который не просто может, но имеет право – если его аккредитовал наш Центр – такое подтверждение выдать.

Вот потому в Молдове растут и лаборатории, и вся система в целом.

– Ваш Центр заявлен как независимый орган. Но он ведь не может быть полностью автономным…

– Понимаю, о чём вы. Первые десять лет Центр существовал полностью в условиях самофинансирования. Даже взносы в Европейскую организацию по аккредитации мы платили сами. Но уже третий год из государственного бюджета нам выделяют деньги на международную деятельность – участие в профильных европейских программах.

Понятно, что, будучи органом, уполномоченным государством, MOLDAC работает в плотном контакте с Министерством экономики, однако различные договоры заключены нами практически со всеми молдавскими министерствами.

– Что может служить залогом объективности и беспристрастности MOLDAC?

– Во-первых, наш профессионализм, разумеется.

Во-вторых, Совет по аккредитации. В нём участвуют аккредитованные органы по оценке соответствия, регламентирующие органы, представители производителей и потребителей. И хотя окончательные решения принимает всегда директор MOLDAC, голос совета имеет огромный вес.

В-третьих, наше непоколебимое желание быть признанными на международном (европейском, в первую очередь) уровне. Мы идём к нему больше десяти лет и останавливаться не намерены…

Олег ВЕТРОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,170,00%
EUR19,040,00%
GBP22,88–0,01%
UAH0,440,00%
RON3,820,00%
RUB0,18–0,01%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив