Gara de Nord – последний автобус пока не ушёл
Откликаясь на просьбу читателя, «МК-Молдова» пытается сравнить положение дел на Центральном и Северном автовокзалах столицы
Недели две назад в редакционной почте обнаружилось очередное письмо от нашего «злого читателя», Эдуарда Петровича К., подчас весьма толково критикующего в своих «эпистолах» молдавскую действительность.
«Обстановочка»
На сей раз господину К. было угодно обрушиться (в привычной уже манере) на отечественную систему междугородних и пригородных пассажирских перевозок:
«Что-то я сомневаюсь, что кто-нибудь из сотрудников дорогой редакции бывал в последнее время на Центральном автовокзале Кишинёва. Иначе вы бы знали, что царящую там «обстановочку» можно описать лишь одним словом – «безумие». Это же просто хаотичное столпотворение, больше похожее на базар, где та ещё задача – найти нужный автобус или маршрутку, где вокруг – сплошные торгаши, продающие непонятно что.
Но главная проблема не в этом. Журналистам следовало бы поинтересоваться: почему на Тираспольском направлении пассажиров там сажают в машины сплошь без билетов, а водители просто собирают деньги «с рук», назначая произвольные цены? Кто вообще контролирует состояние этих водителей, а заодно и транспорта? И кто, в случае чего, должен нести ответственность?
А ещё, не могли бы вы ответить мне, как давнему подписчику, почему пригородные маршрутки не ездят с Северного автовокзала – куда более удобно расположенного и, насколько мне известно, большего по площади?»…
Предел моральный и материальный
Признаться, последний вопрос дотошного читателя сильнее всего задел вашего корреспондента, в середине нулевых присутствовавшего на торжественном открытии Северного вокзала. Как тогда утверждалось, «объект был введён в эксплуатацию ради удобства пассажиров», а также – дабы разгрузить Центральный вокзал, задыхавшийся уже в те времена. Мы попытались переадресовать часть вопросов Эдуарда К. директору Северного вокзала Любови Лаговской. И получили слегка обескураживающий ответ.
«Да, изначально предполагалось, что Северный станет капитальным объектом, будет вводиться в несколько этапов, на месте временных построек появится добротное трёхэтажное здание, большая парковка. По факту, всё это оказалось пустыми словами, а сам вокзал, складывается стойкое впечатление, – вообще никому не был нужен…», – заявляет госпожа Лаговская.
Но как же так, был ведь у Северного неиллюзорный потенциал, виделись реальные перспективы. Только сумасшедший откажется хотя бы попробовать всё это реализовать.
«Знаете, кто был первым и единственным искренне пожелавшим вложить деньги в Северный автовокзал? Министерство транспорта Венгрии. Их делегация приезжала в Молдову в 2009 с чёткой целью найти объекты для инвестиций.
Любопытно, что на Центральном автовокзале венгры пробыли ровно пять минут. Сказали прямо: это место совершенно не годится для вокзала – рядом жилые кварталы, все подъезды неудобны и в принципе слишком много всего пришлось бы переделывать.
Зато когда увидели Северный – сразу ухватились. Отдайте, говорят, нам, мы всё поставим здесь с нуля, даже развязку построим. Вернём вам всё это «под ключ» и бесплатно – отдайте нам в пользование только инфраструктуру. Намётанный глаз венгров сразу определил, что при грамотном, хозяйском подходе здесь настоящая золотая жила. Увы, мы ничего не могли решать – нам ни здание, ни земля на Северном вокзале не принадлежат», – рассказывает Любовь Лаговская.
Картина и впрямь вырисовывается странноватая – Центральный вокзал давно подошёл к своему моральному и материальному пределу, а возможности Северного при этом профильными функционерами как будто и не замечаются.
Ошибается наш верный читатель, утверждая, что «журналисты даже не поинтересовались…». Очень трудно не заметить, что сегодня Центральный – это уже скорее не вокзал, а импровизированный коммерческий центр. Мешанина из торговых палаток, лотков и беспорядочно движущейся толпы. Здесь даже попытка найти билетные кассы превращается в мудрёный квест на сообразительность. В то время как пассажиры, особенно на пригородных платформах, не имея элементарного козырька над головой, буквально отданы на откуп зною, ветру и осадкам…
Алгоритм тяжёлой атлетики
Здесь мы должны сделать короткое отступление и потревожить скелет в шкафу, о котором не раз писала молдавская пресса, о котором, надо полагать, из корпоративной деликатности молчит госпожа Лаговская и по простоте душевной не знает наш господин К.
Варварская система «политического алгоритма», привнесённая молдавской якобы либеральной и проевропейской властью, с самого начала предполагала беззастенчивую раздачу партнёрам по альянсу министерских портфелей – исключительно «на прокорм». Как демонстрация лояльности. И когда, например, мы неожиданно узнаём, что министр транспорта, ставленник Либеральной партии Киринчук – на самом деле, по призванию плодовитый блогер, знаток истории и эксперт в межэтнических отношениях – то удивляться и всплёскивать руками немного поздновато.
Притчей во языцех молдавских транспортников стали слова (уж не знаем, анекдот это или правда, но об этом писали столичные «Молдавские ведомости») уроженца Бельц, тяжелоатлета, члена ЛП Вадима Вакарчука, которого одно время министр-однопартиец прочил в директора Северного автовокзала: «А зачем мне разбираться в транспортной отрасли? Я же директор – буду сидеть в кресле и ездить на служебной машине, пусть специалисты разбираются…».
А вы тут про «удобство пассажиров» изволите разглагольствовать…
«Давайте включим логику»
Между тем Любовь Лаговская со своей командой (бывало и залезши в кредитную кабалу) продолжают, хоть и не семимильными шагами, но развивать Северный. Обустроили территорию, построили парковку, удобный крытый перрон для международных рейсов. И даже смеют строить планы. Но не поздно ли, не ушёл ли уж поезд, точнее, последний автобус?
«Вы знаете, я принципиально ни у кого и ничего не прошу. Не надо нам помогать, просто не мешайте. Но ведь иногда и логику следует включать.
Северный вокзал специализируется на международных и междугородних рейсах. В последние годы объём, особенно первых, неуклонно падает – люди уезжают из страны, а те, кто раньше регулярно возвращался «на побывку», в большинстве своём теперь не рискуют это делать. Даже на большие праздники. Таким образом, сегодня потенциал Северного вокзала используется хорошо если на половину.
В то же время на одной из коллегий руководство Центрального вокзала говорило о нехватке возможностей администрировать свои пригородные маршруты. Так за чем же дело стало? Передайте Северному, скажем, рейсы на Оргеев и Дубоссары. Выиграют все – пассажиры, Центральный вокзал, государственный бюджет. Но и наши, избыточные пока, мощности заработают.
Стоит ли пренебрегать разумностью, даже если мы, к несчастью, оказались «чужими» для нынешнего руководства министерства?» – вместо ответа, заканчивает наше общение вопросом Любовь Лаговская.
Мы, увы, ответа тоже не знаем.
Павел АНТОНОВ.