ПРЕЗИДЕНТОМ США СТАНЕТ ХИЛЛАРИ КЛИНТОН
Если только 1 ноября ее не «убьют» публикацией интимного видео
В соцопросах о шансах Клинтон и Трампа на выборах президента СШАнам порой сложно что-то понять — американские СМИи социологи оценивают дебаты кандидатовили предпочтения американцевпорой с противоположными выводами. Какова объективная картина? Мы обратились к данным человека, который после выборов-2012 стал «звездой», предсказав результат с редкой точностью.А у политологов мы спросили: может ли за оставшееся до выборов в США время повлиять на исход какой-либо крутой компромат.
Выпускник Чикагского университета Нейт Сильвер, экономист по образованию, изобрел аналитическую систему со многими вводными, которую сперва использовал для предсказания результатов бейсбольных матчей. А затем приложил ее к политике.
Сильвер оперирует данными большого числа опросов, а затем перерабатывает их, учитывая, например, вес каждого исследования (охват аудитории, метод опроса, надежность источника, его связь с той или иной партией).
На выборах президента США 2008 года Нейт Сильвер точно предсказал результаты голосования в 49 штатах из 50. В 2012 году — уже во всех штатах и стал прямо-таки медиазвездой.
Сейчас Сильвер публикует свежие прогнозы в своем блоге Projects.fivethirtyeigh. Итак, последние данные от Нейта Сильвера: вероятность победы Хиллари Клинтон — 83,5%, Дональда Трампа — 16,5% (подчеркнем, здесь оценивается именно вероятность победы, прогноз по голосованию в процентах — ниже).
На иллюстрации 1 вы видите распределение вероятностных показателей по отдельным штатам.
Следующая табличка 2 — прогноз голосования выборщиков (Electoral vote) и населения США (Popular vote).
Как известно, выборы в США идут по следующей схеме. Сначала голосует население (это произойдет 8 ноября). А потом уже, с учетом этих результатов, через полтора месяца голосуют выборщики — их 538. Победитель должен набрать не меньше 270 их голосов.
По идее, выборщики, представляющие тот или иной штат, должны будут автоматически проголосовать за кандидата, который там победит 8 ноября. Однако бывали исключения — например, в 2000 году представлявшая округ Колумбия дама сдала пустой бюллетень, не поставив галочку за Альберта Гора, победившего в Колумбии. Так она выразила протест против недостаточного, по ее мнению, представительства ее округа в Конгрессе США. Но не суть.
Вот что мы видим в табличке Нейта Сильвера: 49,1% избирателей — за Хиллари Клинтон, 43,2% — за Дональда Трампа. Голоса выборщиков, соответственно, распределяются так: 334 — за Клинтон, 203,8 — за Трампа, 0,1 — за либертарианца Гэри Джонсона.
На графике 3 видна динамика шансов на победу Клинтон и Трампа.
Кроме Нейта Сильвера в США, конечно, многие публикуют сводные данные соцопросов, отфильтрованные по разным методикам. Однако и в этих агрегаторах победительницей пока выходит Клинтон. Так, на сайте Huffington Post (проанализированы 42 соцопроса) Хиллари получает 48,6%, Трамп — 41,5%. На сайте Realclearpolitics у Клинтон сейчас 48%, у Трампа — 41,8%.
Впрочем, до выборов еще три с лишним недели. И, собственно, вопрос, который мы адресовали политологам с учетом напряженности нынешней предвыборной кампании, когда компромат на кандидатов сыплется как из ведра: может ли какой-то новый гиперкомпромат на Клинтон или нечто другое настолько изменить предпочтения избирателей, чтобы Трамп победил? И если такое возможно — то в какой момент ожидать атаки?
Антон ОРЛОВ, председатель совета директоров Института проблем современной политики: «Несмотря на данные соцопросов, какими бы они ни были, интрига на выборах президента США будет сохраняться до последнего момента. Скорее всего, мы станем свидетелями появления зубодробительного компромата по отношению к одному из кандидатов. Но если для Трампа, эксплуатирующего имидж некого сорванца, это не так страшно, хотя и неприятно, то для Хиллари Клинтон — практически смертельно.
Рискну предположить, что тяжелая артиллерия вступит в бой за 5–7 дней до выборов, ее целью станет разрушение ядерного электората кандидата, отправления ее (а не его) в нокаут. Скорее всего, это будет интимная видеозапись или публикация документов, результатом которых станет появление чувства презрения или даже брезгливости у самых ярых сторонников Хиллари. Ведь, испытав одно из этих чувств, избиратель больше не способен испытывать уважения к кандидату. А интим — это бич клана Клинтонов».
Евгений МИНЧЕНКО, руководитель Международного института политической экспертизы: «Кандидаты в президенты США на этот раз просто устроили ядерную войну: они вбросили друг против друга столько компрометирующих боеприпасов, что это убило бы любого другого политика. Но оба остались живы, и мы можем пока констатировать, что на Хилари эти убойные удары сильно не действуют. Она уже была и «под мухой», и врала под присягой, все ей нипочем. Истеблишмент, который ее поддерживает, на это пока не реагирует».
Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации: «Эта избирательная кампания в США показала, что американские СМИ предельно цензурируемы. Политологические усилия, направленные на блокирование той или иной антиклинтоновской информации, имеют успех. А распространяемая ею информация, которая с помощью обвинений России отвлекает от содержания дебатов и документов, попадает в головы граждан.
Это вызывает сожаление, но и говорит о многом. Я не думаю, что новая порция компромата изменит продвижение одного из кандидатов к президентскому креслу. Но то обилие компрометирующих данных, с которым столкнулись американцы, уже притупило у них чувство опасности. Ну даже если выяснится, что Хиллари Клинтон пьет кровь младенцев и ест их, — на это уже никто не обратит внимания. Точка абсурда пройдена, любой компромат перестает восприниматься.
Политтехнологи не просто перекормили электорат сенсациями. Они пошатнули сам институт президентства. В результате мы после этих выборов увидим, что кто бы ни выиграл — доверие к следующему президенту США будет запредельно низким. Кандидаты так обильно полили друг друга грязью и унизили, что разрушили сакральность президентской власти. Доверие к Конгрессу станет выше, он подберет под себя всю власть, Штаты станут парламентской республикой, а президент окажется мальчиком или девочкой для битья».
Ирина РИНАЕВА, Михаил ЗУБОВ.