Дмитрий Чубашенко: «Идем менять власть!»
Кандидат в президенты от «Нашей Партии» идет на выборы с единственной целью – поменять власть в стране
Весной этого года публицист Чубашенко написал весьма резонансную статью «Президент одного указа». Несколько месяцев спустя политик Чубашенко намерен реализовать её тезисы на практике.
Указ будет всенародным
– Дмитрий, иные критики вашей концепции «одного указа» говорят, что роспуск парламента повлечёт за собой масштабный политический кризис. Что подобное противостояние неминуемо вызовет паралич всех ветвей власти – чего измордованная олигархами республика может просто не пережить…
– Едва ли этот «паралич» будет долгим, а кроме того, он не столь опасен для Молдовы, как нынешняя так называемая «стабильность».
В последний месяц я очень много езжу по стране, общаюсь с людьми. И вижу, что преобладающее настроение в молдавском обществе – тотальное разочарование. Ужасающе большое число граждан республики сегодня абсолютно никому не верит. Но при этом я ясно почувствовал и другое. Где-то подспудно люди всё же продолжают надеяться на перемены. Вроде и жалуются: «Всё плохо!», но одновременно страстно хотят, чтобы жизнь наладилась, чтобы появилась в стране достойная работа, чтобы дети вернулись из-за границы…
– Как будут реализовываться искомые перемены в случае победы на выборах кандидата от «Нашей Партии»?
– Эта реализация укладывается в три пункта. Во-первых, указ о роспуске парламента и назначение даты досрочных выборов законодательного органа. Во-вторых, проведение самих выборов и формирование нового правительства. И в-третьих – самая сложная задача – созыв учредительного собрания для разработки новой Конституции и принятие её на референдуме. И уже на базе обновлённого Основного закона страны начало строительства нового молдавского государства, которое я бы назвал Четвёртой молдавской республикой.
– Надо полагать, механизм роспуска парламента уже проработан досконально?
– Да, текст указа готов и в скором времени будет обнародован. Разумеется, он содержит скрупулёзное политико-правовое обоснование, почему ныне действующая в Молдове власть полностью незаконна и должна уйти. Аргументов масса – начиная от сфальсифицированных выборов 2014 года, незаконно утверждённого правительства и заканчивая дикой коррупцией и кражей миллиарда.
Мы ещё ждём мнения некоторых юристов, но уже понятно, что указ будет апеллировать ко 2-ой статье Конституции, утверждающей, что национальный суверенитет принадлежит народу, к статье 38-ой, которая говорит, что основой государственного управления в Молдове является воля народа, к 39-ой статье, закрепляющей право народа участвовать в управлении государством непосредственно.
При этом мы говорим, что каждый голос за кандидата от «Нашей Партии» – подпись на указе. Таким образом, этот документ будет отражать мнение не Чубашенко или Усатого, но народа Молдовы. Это будет всенародный указ. Ну а президент, его подписавший, получит беспрецедентную в постсоветской истории страны легитимность.
Антиплахотнюковское послание
– Планы впечатляющие, но сначала нужно победить на выборах…
– «Наша Партия», сегодня далеко не последнее политформирование в стране, уверенно входит в первую тройку. Реальный рейтинг Ренато Усатого тоже высок. Опять-таки за последний месяц я воочию убедился, что «НП» – живая партия с развитой структурой, филиалами в каждом районе, которую сегодня в стране представляют 40 примаров, около 900 советников разных уровней.
Если угодно, можно использовать здесь маркетинговый термин «имидж-трасфер» – перенос рейтинга лидера партии на выдвинутого от неё кандидата в президенты. Если, допустим, за Усатого готовы голосовать 20% избирателей, то Чубашенко, видимо, может рассчитывать как минимум на половину от их числа. Смею думать, что какое-то количество людей (пусть единицы процентов) захотят проголосовать за меня лично. Есть ещё часть сторонников ПКРМ, не согласная с призывом партии бойкотировать выборы – им остаётся поддержать или Додона, или Чубашенко…
Ну а кроме того, в стране сегодня примерно 40% пока ещё не определившихся избирателей, многие из которых жаждут смены власти. Мы же предлагаем самое жёсткое на сегодняшний день антиплахотнюковкое послание и чёткий механизм, посредством которого сможем одним ударом аннигилировать нелегитимный режим…
– А не опускаются руки, когда некие соцопросы «рисуют» 12% поддержки Мариану Лупу, чей личный рейтинг ещё месяц назад едва дотягивал до трёх процентов?
– Да, соцопросы в стране скомпрометированы и также представляют собой элемент фальсификаций. Власть сегодня пытается «приучить» людей к определённым цифрам, которые потом волшебным образом «совпадут» с результатами выборов. Вне всякого сомнения, эти люди станут использовать любые возможности, дабы удержать контроль над страной. Впрочем, если тот же Лупу «выиграет» выборы, власть предержащая, думаю, получит невиданную доселе волну протестов.
К слову, в ходе кампании 2014 года у партии Усатого поначалу тоже были низкие рейтинги. В итоге же реальная цифра перевалила за 20%, вызвав такую панику в стане власть имущих, что они решились на откровенно преступное отстранение партии от выборов.
Непрочное основание
– Недавно вы заявили публично, что вопрос возрождения молдавской экономики напрямую связываете с нормализацией отношений с РФ. Следует ли воспринимать это как основу вашей экономической программы?
– Так сложилось исторически, что для Молдовы основной внешний рынок – Россия. Особенно это касается нашей традиционной агропромышленной продукции. Предприниматели, с которыми мне доводилось обсуждать этот вопрос, в один голос утверждают, что рынок РФ по-прежнему готов в неограниченных количествах потреблять всё, что производит наше сельское хозяйство, – это не только Москва и Питер, а Урал и Дальний Восток. Нельзя упускать такую возможность. Надо восстанавливать отношения с Россией и, пользуясь спросом её рынка, возрождать производство в Молдове – пусть не былые советские гиганты, а предприятия на 20-50 работников, которые смогут стать основой здоровой молдавской экономики.
Тем более, что Европа, сама лихорадочно ищущая рынки сбыта, ничего похожего предложить нам не в состоянии. Слепое следование требованиям МВФ, «экономика займов» – это путь в никуда…
– Выше вы упомянули необходимость замены молдавской Конституции. В чём конкретно?
– Очевидно, что нынешняя Конституция стала непрочным основанием для развития постсоветской Молдовы. А нынешний КС вообще, похоже, считает, что может делать с ней всё, что ему захочется…
Между тем, в Основном законе есть несколько ключевых моментов, которые нельзя просто «залатать». Скажем, система государственной власти – считаю, что, когда фактически будет создаваться новое молдавское государство, стране понадобится сильная президентская власть. Люди ждут сильного руководителя.
Другой важный вопрос – приднестровский. Федерация, конфедерации… Вы знаете, мне больше нравится термин «общее государство». В его рамках я бы к должности президента добавил двух вице-президентов – от Приднестровья и Гагаузии. И перенести столицу на Днестр (кстати, такой план был в своё время при первом секретаре Бодюле). Понимаю, сейчас это во многом звучит фантастично, но при честном и целенаправленном подходе проблему реинтеграции страны можно успешно решить.
А ещё я закрепил бы в Конституции отсутствие иммунитета у депутатов и запрет для иностранных граждан занимать ключевые посты в государстве.
«Власть будем менять сообща»
– Дмитрий, ваша прежняя профессиональная репутация – журналиста, последовательно критикующего любую власть. Как вы ощущаете себя, перейдя в противоположный «лагерь»?
– Да, я поменял профессию, и обратной дороги нет. И я, конечно, давно знаю, что политики не совсем нормальные люди, причём ненормальность эта двух видов. В первый входят абсолютно безответственные политики, коих в современной Молдове, к сожалению, подавляющее большинство. Они испытывают глубокое презрение к собственному народу, «быдлу», которое непрерывно эксплуатируют. Другой, значительно менее многочисленный, вид – даже не политики, а скорее просто функции. Или «рабы на галерах», если пользоваться выражением Владимира Путина. Они совсем не принадлежат себе и лучше всего умеют, как ни пафосно это прозвучит, служить – народу, стране. Мне бы очень хотелось попасть в эту, вторую категорию.
Как некий «маяк» вижу для себя фигуру первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. Разрушенная послевоенная Германия, поделённая на оккупационные зоны, где нет еды, жилья, государственного аппарата. И 74-летний канцлер, сумевший за четырнадцать лет возродить страну на демократических началах, создать новую Германию, ставшую лидером Европы, и даже заложить основы будущего ЕС. Если бы в Молдове удалось сделать хотя бы малую часть от того, что совершил Аденауэр для ФРГ, мы бы жили в прекрасной, процветающей стране.
– Правильно ли я понимаю, что вы симпатизируете и нынешнему президенту России?
– И в этом я солидарен с 70 процентами молдавских граждан. Если кто и выиграл бы в Молдове выборы в первом же туре, так это Путин. (Смеётся).
– Вы долгие годы писали о политике, было ли что-то, чего вы не знали, пока не занялись ею лично?
– Ну, разве что удивили удары в спину от… скажем так, других участников политического процесса, к которым всегда относился нейтрально и которые часто улыбались мне в лицо. Оказалось, что они очень хотят, чтобы нас сняли с этих выборов.
– У вас явно уже сложился тандем с Усатым. При том, что вы оба – очень разные. Что «цементирует» этот альянс?
– Ренато Георгиевич умеет слушать и мгновенно выхватывает суть любой идеи.
Когда лидер «Нашей Партии» предложил мне стать кандидатом в президенты от его формирования, сразу было оговорено, что у меня есть своя позиция, я могу её свободно высказывать, а всякий вопрос подлежит конструктивному обсуждению. Всё это и обуславливает взаимопонимание.
Мы с Усатым сходимся в понимании главного: президент обязан не разобщать, как это делает нынешний режим, а консолидировать общество. Мы все, вне зависимости от национальностей, – молдаване. Вот сообща и будем менять эту с ног до головы прогнившую власть.
Олег ВЕТРОВ.