ЧЕТЫРЕ «НЕ», КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОМОЛОДИТЬ СОСУДЫ
Эксперты рассказали, почему соль вреднее сахара
Несмотря на д о с т и ж е ни я последних лет, с м е р т но с т ь от сердечно- с о с у д и с т ы х заболеваний в России по- прежнему серьезно (иногда в несколько раз) превышает аналогичные показатели в странах, которые принято называть цивилизованными. Врачи считают, что проблема не только в нашей медицине, но и в российском менталитете. «Русский человек не ест соль только тогда, когда спит. А это значит, что он намеренно убивает и почки, и сердце, и сосуды», — считает заместитель проректора Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, профессор Вячеслав МАРЕЕВ.
Сегодня от сердечно-сосудистых заболеваний (коронарной болезни сердца, инфаркта, артериальной гипертонии, инсульта) умирает 59% россиян. То есть население пяти маленьких городов ежегодно.
Факторы риска ССЗ неизвестны разве что ленивому. И хотя многие из них — дело поправимое, 58% взрослого населения страны имеют высокий уровень холестерина, 41% — повышенное АД (артериальное давление), 33% страдают лишним весом, 29% курят, 25% имеют превышение уровня глюкозы в крови. «Есть еще специфический для России фактор риска — избыточное употребление соли. Что мы ставим на стол гостям? Селедку под шубой, соленую рыбу, квашеную капусту, соленые грибы и закуски разносол», — рассказывает профессор Мареев. Он подчеркивает, что особенно много соли в полуфабрикатах. В двух стаканах томатного сока или пачке чипсов ее больше дневной нормы. При этом у человека, переедающего соль, нарушается работа почек, нарастает тахикардия, перестает снижаться давление ночью, а сосуды становятся жесткими. «Любителям солененького грозит быстрая злокачественная гипертония, которая из-за жесткости сосудов к тому же плохо поддается лечению. Поэтому мы обучаем докторов обязательно спрашивать гипертоников: подсаливают ли они пищу за столом и как часто и пробуют ли пищу перед тем, как посолить. Если не пробуют, это гарантированное поражение функции почек и шанс на развитие диабета», — предупреждает доктор.
Однако если по степени вреда сравнить соль и сахар, доктор делает выбор в пользу сахара: «Соль вредна всегда, а вот сахар можно сжечь. Если ты съел шоколадку или пирожное, то после этого должен 40 минут стоять на голове или крутить велосипед», — говорит он.
Увы, сегодня далеко не все врачи внимательны к пациентам, у которых слегка повышены АД и холестерин, которые курят всего пару сигарет в день. «Считается, что каждый из этих факторов не убьет. Но если они есть все вместе, шансы умереть вырастают в 12 (!) раз. А у нас как? Давление 200 — будем лечить, три пачки сигарет — надо бросить курить. А когда всего понемножку, никто внимания не обращает, — говорит профессор Мареев. — Например, у 60-летнего мужчины, выкуривающего две сигареты в день, с давлением 160 и холестерином 7, риск смерти составляет 20%. Если он бросит курить, риск будет 10%, если снизит давление — 10%, если снизит холестерин — 12%. А если он неожиданно с ума сойдет и сделает все это сразу, риск снизится до 3%. Вывод: всего-навсего нужно контролировать давление, холестерин и бросить курить. Первое зависит от самого пациента, второе — от лечения».
Профессор говорит: не ждите, когда верхние цифры АД доберутся до 200, — инсульты и инфаркты нередко бывают при 150. И если не контролировать давление в среднем возрасте, шансы заполучить ближе к старости деменцию возрастают на 47%. При этом, по данным разных исследований, контролирует свое давление в России в лучшем случае пятая часть пациентов. А каждый четвертый не принимает назначенных врачом лекарств. «Исследование, проведенное в течение нескольких лет среди 245 тысяч пациентов, показало: если поддерживать давление ниже 140/90, риск сердечной недостаточности снижается на 46%, инсульта — на 37%, инфаркта — на 22%, смерти — на 12%. Чем больше снизите давление, тем больше снизится риск. Ведь гипертония убивает сосуды», — отмечает Вячеслав Мареев.
Современную норму давления в 140/90 доктор считает завышенной — по его словам, безопасно для человека давление не выше 130/80. Масштабное исследование в США, изучающее, какие цифры АД считать идеальными, закончилось раньше срока: в группе, где поддерживали цифру 121, было на 25% меньше смертей, инфарктов и инсультов, чем в той, где давление поддерживали на отметке 135.
Сегодня есть немало современных лекарств, снижающих давление. Если в XX веке стандартом лечения считались бетаблокаторы, сегодня — ингибиторы АПФ. Однако врачи говорят: снижение давления нужно обязательно дополнять снижением холестерина. А вот с этим в России — просто беда.
Вообще-то любой человек рождается с непораженными сосудами, однако уже в возрасте 10–15 лет любой житель Москвы имеет жировые полоски в сосудах. Этому способствуют плохая экология, инфекции, генетика, пассивное курение. Вячеслав Мареев говорит, что атеросклероз есть абсолютно у всех взрослых. Другое дело, что поначалу он не сужает сосуды и не нарушает кровоток. Но со временем бляшка растет, и дело может кончиться тем, что она перекроет тромб. «Важно не давать холестерину попадать в сосудистую стенку, чтобы не развивалось бляшек. Для этого стенку надо расширять, что достигается снижением давления, — рассказывает профессор. — Кроме того, необходимо снижать липопротеиды низкой плотности, или, как говорят, вредный холестерин. Специальные диеты помогают его снизить на 10%. Препараты статины — вполовину. Самые сильные статины сегодня называют розовыми. Однако если мы контролируем давление в России плохо, то холестерин контролируем отвратительно — это делают лишь 11% пациентов. К тому же по назначению статинов Россия заняла 13-е место из 14 стран — это данные исследования «Евроспайр».
Тем временем уже появились препараты, которые содержат сразу и ингибиторы АПФ, снижающие давление, и статины. «Много лет назад мы мечтали, что когда- нибудь появится лекарство, которое позволит одной таблеткой контролировать все факторы риска. Сегодня эти мечты начали частично сбываться: по крайней мере, и давление, и холестерин можно контролировать одной таблеткой. Конечно, такие комбинации для пациентов очень удобны», — считает наш эксперт.
Профессор советует каждому мужчине в возрасте от 40 до 50 лет в обязательном порядке сделать электрокардиограмму, измерить давление и уровень холестерина. «У женщин до менопаузы этого можно не делать. Но менопауза — это снятие гормональной защиты, повышение массы тела, повышение давления. И все происходит сразу. После менопаузы атеросклероз развивается у женщин быстрее, чем у мужчин, и к 70 годам они обгоняют мужчин по заболеваемости. Данные последнего Европейского конгресса 2015 года показали, что в 14 странах Европы, включая Россию, женщинам в три раза реже делают коронарографию, в два раза реже стентирование», — сетует эксперт.
Сегодня есть немало диагностических способов определить, есть ли на сосудах бляшки. Самое простое — УЗИ сосудов. Оно покажет, нет ли сужения. Если есть, пациента направляют на коронарографию. Кроме того, применяют методы, измеряющие в лодыжке скорость пульсовой волны и жесткость сосудистой стенки. Измеряют даже возраст сосудов — если он оказывается выше реального, это повод внимательно обследоваться на предмет наличия бляшек. «Есть знаменитая фотография, крымская: сидят Черчилль, Рузвельт и Сталин. Черчиллю 69 лет, он выглядит ужасно — старый, лысый, с метаболическим синдромом, с сигарой в руке. Рядом с ним поджарый 62-летний Рузвельт и среднего вида и среднего возраста Сталин. Казалось бы, кто самый больной? Ну конечно, Черчилль! Только вот Черчилль после этого прожил еще 21 год, умер в 90 лет в своей постели, а самый молодой, Рузвельт, умер через 9 месяцев от кровоизлияния в мозг. На тот момент у Рузвельта давление было 220/120, у Черчилля — 150/95, а у Сталина 170/100. Сейчас математически пересчитали жесткость сосудистой стенки и возраст сосудов, и выяснилось, что в 62 года Рузвельт имел сосуды 83-летнего старика, а Черчилль в 69 лет сидел с сосудами 56- летнего человека, Сталин же в возрасте 67 лет имел примерно такие же, 65–66 лет, сосуды. То есть старость сосудов позволяет предположить, сколько человек будет жить», — говорит профессор.
А вот различные ДНК-тесты Мареев называет обманом и шарлатанством: «Это бессмысленный анализ, как и онкомаркеры. Они ничего не дают и не позволяют рекомендовать».
…Профессор вспоминает, что в 1980 году в Америке смертность от ИБС составляла 400 человек на 100 тыс. населения. Сегодня — 200 на 100 тыс. В России она и сегодня такая же, как в Америке — в 1980-м. Что сделали американцы? «Стали контролировать холестерин, давление, питание, бегать, бросают курить. В Америке самое популярное лекарство — снижающее холестерин. У нас до недавнего времени были спиртовая настойка боярышника, средство от импотенции. Вот вам и результаты», — говорит Вячеслав Мареев.
Екатерина ПИЧУГИНА.