Координационный совет мелких пакостей
Институт свободы слова в Молдове испытывает очередной «астматический приступ»
Надо полагать, наступление на свободу СМИначалось далеко не с пресловутого «законопроекта Сырбу», год назад вызвавшего вмолдавском обществе, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Процесс был запущен четыре года назад, когда власти «за отсутствие плюрализма» закрыли телеканал «NIT». Разработанный депутатами от Либеральной партии и принятый недавно в первом чтении проект нового Кодекса о телевидении и радио лишь продолжает славную традицию, декларирует главным пунктом борьбу с «российской пропагандой» и буквально сочится фирменной демагогией ЛП.
«Мы должны защищать свое информационное пространство. Цель законопроекта – обезопасить граждан страны от пропаганды, направленной на раскол общества, межнациональную рознь и расовую ненависть», – комментирует проект депутат от ЛП Лилиан Карп, по-царски не вникая в «низкие» вопросы реальных предпочтений молдавского телезрителя, экономических возможностей местных телеканалов и текущей ситуации на рынке рекламы.
Между тем, ещё не принятый законопроект уже «поработал» на консолидацию общества. Так, башкан Гагаузии Ирина Влах прямо заявила, что рассматриваемые поправки «направлены на вытеснение российских телепрограмм из аудиовизуального поля, равно как и выдавливание русского языка из общественной сферы РМ» и что, «если парламентское большинство одобрит репрессивные законодательные поправки к Аудиовизуальному кодексу, в кабельных сетях Гагаузии будет сохранено вещание российских и иных телеканалов в полном объеме».
Разумеется, авторы патриотического законопроекта могут игнорировать мнение Влах или, скажем, российского МИДа, заявившего, что «в Москве намерены учитывать эволюцию вопроса при дальнейшем выстраивании российско-молдавских отношений». Но будет весьма любопытно посмотреть, осмелятся ли господа из ЛП и ДП совсем оставить без внимания следующие слова представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миятович:
«Законопроект, принятый парламентом в первом чтении седьмого июля, приведёт к значительному сокращению объемов аудиовизуального рынка Молдовы… Введение запретов на ретрансляцию представляется грубым и одновременно непропорциональным инструментом против пропаганды».
Впрочем, в последние две недели тема свободы слова в Молдове не ограничивается только законодательным пылом депутатов. Известная телеведущая Наталья Морарь после одного из эфиров своей авторской программы, гости которой открыто назвали Влада Плахотнюка главным выгодополучателем от известной миллиардной банковской кражи, заявила о поступивших в её адрес угрозах. Если её слова хотя бы отчасти соответствуют действительности, то придётся констатировать: молдавская власть перешла на новый «уровень» взаимоотношений со СМИ и журналистами…
Ну а самой пикантной вишенкой на торте можно считать пришедшую на днях новость о том, что КСТР сделал замечание телеканалам, которые в метеосводках использовали слово «Бельцы». Случилось это после жалобы некоего господина, уличившего длинноногую ведущую прогноза погоды в преступном употреблении в русской речи топонимов «Бельцы», «Оргеев», «Кагул», «Кишинёв» (вместо якобы положенных «Бэлць», «Орхей», «Кахул» и «Кишинэу»). Трудно поверить, что члены КСТР не знают или не понимают термина «языковая норма». Ничего не остаётся, кроме как предположить, что каналу, выпускающему программы на русском языке, грозно погрозили пальцем. Прекрасный символ отечественной практики «регулирования» свободы слова, не находите?
Дмитрий ТЕРЕХОВ.