Ночные путешествия по кишиневским музеям
«Ночи Музеев» для жителей и гостей столицы
Издавна считается, что ночь преображает мир, придает неповторимый оттенок загадочности, казалось бы, вполне привычным вещам. А что, если любовь человеческой натуры ко всему неизведанному «испытать» не менее таинственными произведениями искусства? Возможно, именно эта мысль посетила организаторов нынешней «Ночи Музеев», акции, открывающей двери музеев для посетителей до самого утра. К международному событию Молдова присоединяется уже четвертый год к ряду, с каждым разом привлекая все больше горожан и гостей столицы к знакомству с многочисленными экспонатами.
Кишиневские «очаги культуры», словно следуя негласной традиции, подготовили для посетителей богатые развлекательные программы, пестрящие насыщенностью и разнообразием. В таком обилии предложений любому горожанину легко потеряться.
Об истории венгерского фарфора и не только
Пробираясь через толпу ко входу в Национальный музей истории Молдовы, можно было бы и не заметить указатели, приглашающие посетить выставку ретро-мотоциклов, разместившуюся с обратной стороны здания. Выстроившихся в ряд «железных коней» освещают небольшие наземные прожектора, не дающие вечернему сумраку скрыть от зрителя блеск отполированного метала. «Представленные мотоциклы различаются и годом выпуска и своей историей, – рассказывает собравшимся сотрудник музея Анатолий Урсу. – Вот это, например, «Ява 350» 1991 года выпуска, до недавнего времени была предметом гордости одного из коллекционеров и практически не имеет пробега. Рядом с ней модель 1954 года, которая наоборот была в активном пользовании и уже давно не на ходу».
В это же время в здании Национального музея истории не менее заинтересованные посетители изучают новые экспозиции. Особое внимание обращено на белоснежную посуду и чайные принадлежности, выставленные на широком деревянном столе. Как выяснилось, красочные росписи на посуде, отдаленно напоминающие русскую гжель, носят название «херенд» и имеют венгерское происхождение. Издавна фарфоровая посуда, расписанная в стиле херенд, считается неотъемлемым атрибутом аристократии и символом материального достатка. Насыщенные цвета, плавные линии, запечатлевшие целые сюжеты на поверхности посуды, необыкновенным образом конкрастируют с бледным фоном фарфора. Конечно же, созерцать игру света на золотой кайме посуды херенд можно только издалека, что стало разочарованием для некоторых детей, желавших поближе рассмотреть изображенных на блюдах причудливых птиц.
Африканские барабаны и мир через объектив камеры
В Музее этнографии и естественной истории перед зрителем, кроме постоянных экспозиций, предстала выставка фотографий под названием «Путешествия в мире фото XIX-XX веков». Инсталляция фотографий, запечатлевшие огромное разнообразие пейзажей, личности и ситуации, в которые последние могут попасть, чередовалась фотоаппаратурой разных эпох. Проведя в зале выставки хоть пару минут, можно наглядно убедиться, как далеко шагнул прогресс: далекий предшественник одной из именитых фирм-производителей фототехники превышает по габаритам сегодняшний аналог в 5, а то и в 10 раз! Одиноко расположившийся в углу зала, казалось бы, в наименее заметном месте, стенд с фотографиями Кишинева 1863-1867 года магическим образом задерживал внимание не только ценителей фотоискусства. «Я сама относительно недавно увлекаюсь фотографией, но уже есть небольшие успехи. Всегда привлекал винтажный стиль и то, как вещи, с которыми сталкиваешься ежедневно, выглядели пару десятилетий назад», – рассказала внимательно рассматривающая фотографии архитектуры Кишинева прошлого века посетительница выставки Елена Раду.
Атмосферу ностальгии, воцарившуюся в выставочном зале, разогнали ритмичные и глухие звуки, доносящиеся с улицы. Проследовав во двор музея, который успел чудесным образом преобразиться и теперь больше походил на дикую равнину, недавний зритель выставок классического характера, становился свидетелем африканского музыкального действа. Быстро двигающиеся в свете пламени факелов руки музыкантов, сливались в размытое пятно и заставляли большие барабаны издавать поистине колдовские мелодии. Отрывисто выкрикивая в микрофон слова на неизвестном наречии и мелодично играя голосом, участники шоу успели за несколько минут привлечь к себе внимание большинства посетителей.
На этом культурные мероприятия в Кишиневе не ограничились. Например, Национальный музей изобразительного искусства успел порадовать приверженцев консервативных музыкальных взглядов исполнениями творений всемирно известных композиторов, а в доме-музее А.С. Пушкина состоялся творческий вечер, посвящённый лирической поэзии.
Михаил Сёмин.