Приватизация госсобственности – часть сценария по хищению миллиарда
В этом убежден экономический эксперт IDIS Viitorul Георгий Костандаки
Агентство публичной собственности провело первый аукцион по приватизации активов, принадлежащих государству. В ходе его удалось выручить 312,9 млн леев за семь объектов, что в 8,5 раза больше, чем за весь 2015 год.
Между тем доктор экономики Георгий Костандаки считает, что государственная собственность сознательно распродается за бесценок. В своем блоге эксперт подробно обосновал это утверждение.
Зарезали курицу, несущую золотые яйца
Так, по его словам, стоимость активов, принадлежащих государству и вовлеченных в производство добавленной стоимость в 2013 году составляла около 25, 2 млрд леев, и это оценка на уровне 1995 года. С тех пор переоценка не производилась, хотя сегодня, по мнению Костандаки, госимущество должно стоить не менее 70-75 млрд леев. Экономист убежден, что переоценкой не занимались намеренно, потому что каждое из предыдущих правительств стремилось прибрать к рукам как можно больше публичной собственности.
Костандаки показывает это на примере приватизации Государственного предприятия «UNIC», которое на недавнем аукционе было продано всего за 11 млн долларов. Эксперт называет эту цену бросовой. И приводит аргументы. Общая площадь магазина составляет 260 тыс. кв. м, торговая – 120 тыс. Даже если оценить 1 кв.м в 1000 евро, стоимость объекта уже должна достигнуть 26 млн евро или 550 млн леев. 75% всех торговых площадей сдается в аренду как минимум по 100 евро за кв.м в месяц, доходы только по этой статье составляют 10,8 млн евро, что эквивалентно приблизительно 238 млн леев. Доходы от других видов деятельности приносят еще 50% от этой суммы. Таким образом, в бюджет поступали колоссальные суммы только от этого госпредприятия, и реальная продажная цена его должна была составлять не меньше 50 млн евро. Выходит, что правительство зарезало курицу, несущую золотые яйца, и сделало это, по утверждению эксперта, сознательно.
Строго секретные материалы
Экономист вспоминает, как еще в 2013 году занимался исследованием, касающимся деятельности государственных предприятий или предприятий, в которых государство располагает значительным пакетом акций. За информацией он обращался во все министерства, управляющие этими предприятиями, в Агентство публичной собственности, в Национальное бюро статистики и во все другие структуры, откуда можно было почерпнуть хоть какие-то данные. Отовсюду он получил отказ или вообще не получил никакого ответа, хотя законодательство обязывает такие предприятия публиковать отчеты, бухгалтерские балансы и статистические данные по итогам финансовой деятельности в открытом доступе.
Позже от хорошо осведомленных людей он узнал, что существует негласное соглашение «евротройки» стоящей у руля Молдовы (Филат-Гимпу-Лупу/Плахотнюк) о том, чтобы результаты контроля реальной финансовой деятельности не доходили до широкой общественности, а в актах проверок не отражалась информация о доходах руководителей и зарплатах персонала. И все же из разных источников кое-что эксперту выяснить удалось.
К примеру, по оценкам Национального банка в 2010-2015 г.г. на оплату труда в госпредприятиях ушло 105 млн леев, около половины этой суммы составили различные выплаты и премии, остальное – кредиты максимум под 1% годовых и другие бесполезные расходы. В АО Moldtelecom неэффективные затраты оцениваются в 228 млн леев, на Железной дороге Молдовы – в 70 млн, в ГП «Moldatsa» объем незаконных выплат составил 36 млн леев, увеличившись в последние два года на 50% и 75% соответственно.
Курс на банкроство
Обобщив все имеющиеся в его распоряжении данные, Георгий Костандаки пришел к выводу: до 2010 года большинство госпредприятий регистрировали высокие доходы, но после прихода к власти проевропейских сил финансовые результаты этих предприятий стали катастрофически ухудшаться. По мнению эксперта, это произошло потому, что в последние семь лет объекты госсобственности были подвергнуты беспрецедентным финансовым атакам.
Хищения публичной собственности уже привели к банкротству 22% госпредприятий, а остальные близки к этому. То же относится и к муниципальным предприятиям Кишинева, ни одно из которых, начиная с 2012 года, не показало позитивных финансовых результатов. Тем не менее, их руководители получают баснословные зарплаты, которые назначаются исключительно по признаку партийной принадлежности.
Цель доведения госпредприятий до банкротства, утверждает Георгий Костандаки, – приобретение их за бесценок через третьих лиц людьми из власти, непосредственно причастными к хищению миллиарда из банковской системы. Следующим шагом, считает экономист, должно стать возвращение этих надежно пока спрятанных за рубежом денег в распоряжение авторов аферы века под видом инвестиций.
Подготовила Елена РОЙТБУРД.