ЦИК, как жена Цезаря, – вне подозрений!
В этом убежден теперь уже бывший глава Центральной избирательной комиссии Юрий ЧОКАН
На последней стометровке исполнения обязанностей ЦИКа Юрий Чоканв очередной раз стал гостем пресс-клуба «Социальный резонанс». И хотя мандат он уже фактически сдал, учреждение, которым руководил, защищал стойко.
Об обвинениях Штефана Урыту в фальсификации результатов парламентских выборов 2014 года:
– Это смешно. Все обвинения голословны, нет ни одного доказательства. Урыту оперировал данными 2011 года. А весь компромат на ЦИК собирается на сайте ЦИКа, который мы же и администрируем.
Об отказе зарегистрировать подписи, собранные Платформой DA в пользу проведения референдума:
– Еще до начала сбора подписей мы провели тренинги для членов инициативной группы, каждый получил брошюру с подробными инструкциями. И все четко знали: необходимо 20 тыс. подписей из половины административно-территориальных единиц второго уровня, с учетом муниципиев их 35. Да, вместо требуемых 360 тыс. они собрали 400 тыс., но соответствующими закону оказались только те, что собраны в Кишиневе, Бельцах и Оргеевском районе. Сейчас лидер Платформы DA Андрей Нэстасе судится с ЦИК, и в суде он признал: знал, что они совершают ошибку. Но таким образом Платформа решила самоутвердиться.
О вероятности досрочного переизбрания мэра Бельц, которого обвиняют в халатном отношении к своим обязанностям:
– Жители населенного пункта, которые избрали мэра, имеют право высказать недовольство его работой по истечении первого года работы из четырех, отведенных на мандат. Но в законе есть одна тонкость, которая гарантирует примару стабильность. Инициировать местный референдум можно 10% голосов избирателей. А вот проголосовать за отзыв мэра должны больше или хотя бы столько же людей, сколько голосовали за его избрание. Явки в одну треть избирателей и большинства голосов из этой трети недостаточно для отзыва. В Молдове за 25 лет не было ни одного такого прецедента.
О возможности доверия граждан к ЦИКу после того, как на выборах 2014 года тотально вышла из строя электронная система, в России большинство трудовых мигрантов не смогли проголосовать из-за нехватки избирательных участков, а многие граждане обнаружили в своих квартирах «мертвые души» (вопрос корреспондента «МК» в Молдове):
– Признаю: мы недооценили всю сложность проблемы, сервера упали, и нам не удавалось их запустить. Теперь структура полностью пересмотрена. Мы пригласили международную компанию, которая всесторонне проверила нашу систему и на предмет защищенности от взлома, и на предмет перегрузки. И в 2015 году на местных выборах ни один компьютер из системы не выпал. Что касается России – я не верил и до сих пор не верю, что там работали 700 тысяч наших граждан. И у Федеральной миграционной службы цифры другие, и те данные, которые поступили из правительства, показывали, что в России всего на 32 тыс. избирателей больше, чем в Италии (при этом в Италии были открыты 25 избирательных участков, а в России всего 5 – авт.). Но количество и местоположение участков определяет правительство. И оно приняло чисто политическое решение.
Все же, считаю, что основания для доверия ЦИК у граждан есть, хотя желательно, чтобы оно было выше. Это уже задача для нового состава комиссии.
Елена РОЙТБУРД.