Цена кражи века – половина госбюджета
А расплачиваться четверть века будут все жители Молдовы
Отом, что и почему происходит в экономике страны, мы поговорили с экс-вице-министром экономики, заместителем директора Центра стратегических исследований и реформ, доктором экономики Еленой ГОРЕЛОВОЙ.
Власть обманывает граждан и саму себя
– Что Вас как экономиста беспокоит сегодня больше всего?
– Отсутствие видения экономического будущего. У нас все живут в ожидании того, что будет еще хуже. Нет перспектив.
– И не похоже, чтобы власть об этих перспективах задумывалась.
– Власть обманывает граждан и саму себя. Она подменяет реальные перспективы, которые у Молдовы, безусловно, могли бы быть, какими-то иллюзиями. Например, Соглашением об ассоциации. И нынешний премьер, и прошлые говорили, что это соглашение и план действий по его реализации и есть «дорожная карта» нашего развития. А там речь идет просто о том, что мы свое законодательство должны приспособить к тому, что делается в этих областях в ЕС.
Запад хочет сделать из Молдовы анти-Россию
– Зачем тогда это было нужно? Открыть наш рынок для своих товаров?
– Молдова для наших западных партнеров, как и Грузия, не представляет большого экономического интереса. Здесь чисто политическая цель. Возьмем программу «Восточное партнерство», в которой участвуют шесть стран бывшего СССР – Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина. Три последних подписали соглашение об ассоциации с ЕС. Посмотрите, в каком состоянии их экономики, что они потеряли и что приобрели. Все эти страны имеют внутренние конфликты: Грузия потеряла часть своей территории, похоже, что навсегда, Украина тоже, и мы сейчас подошли к той красной черте, когда страна может перестать существовать. Программа была задумана для того, чтобы создать так называемый пояс добрососедства, а по сути пояс изоляции вокруг России, центра новой экономической и интеграционной группировки – Евразийского экономического союза. Это пояс стран, которые были бы лояльны ЕС, но такая лояльность ничего не дает для нашего экономического развития. Пока у нас только минусы. За прошлый год экспорт в ЕС сократился на два с лишним процента, а в Россию – более чем на 40%.
– Выходит, мы потеряли по многим продуктам российский рынок, не приобретя ничего на европейском рынке?
– Молдова чем дальше, тем больше ориентируется не только на ЕС, но и на США. Последние события с образованием Сфатул Цэрий-2, маршем унионистов, которые явно прошли при попустительстве и даже поддержке властей, показывают, что внешние и некоторые внутренние силы стремятся сделать из Молдовы анти-Россию. В анти-Россию была в свое время превращена Грузия, в анти-Россию очень быстро превратили Украину, и для гарантии сохранения такой ситуации теперь пришла очередь Молдовы. Этому, как ни парадоксально, способствует наша власть.
Рынок нельзя завоевать за месяц
– Сейчас наша власть усиленно демонстрирует стремление разблокировать ситуацию на российском рынке. Какие-то, хотя бы теоретические, возможности для этого сохраняются?
– Теоретические возможности имелись еще в 2014 году, когда Россия забила тревогу и предлагала обсудить все возможные последствия подписания Соглашения об ассоциации. Причем речь шла не только об экономической стороне соглашения, касающейся зоны свободной торговли. Тогда говорили, в том числе, и о возможном реэкспорте через Молдову в Россию, что и случилось.
– Но ведь наши власти долго все отрицали: этого не может быть, у нас на таможне муха не пролетит.
– А теперь деваться некуда, скандал получился громкий. Россия как раз это и предлагала обсудить до подписания Соглашения с ЕС. Но мы отказались.
– Есть ли перспектива на альтернативных рынках? Они ведь тоже не пустые.
– Заходить на другие рынки надо. Но нужно отдавать себе отчет, что никакой рынок нельзя завоевать ни за месяц, ни за два, часто даже и за год. А если в период освоения новых рынков только терять старые, у нас просто остановится производство.
Брюссель не будет финансировать «Унирю»
– Один из аргументов в пользу объединения с Румынией – сразу будут европейские пенсии, европейские зарплаты, социальные гарантии. И кто-то с румынской стороны уже даже подсчитал затраты – 20 млрд долларов в течение 20 лет. Насколько, по Вашему мнению, это реально с экономической точки зрения?
– Совершенно нереально. Абстрагируемся от того, что в этом случае мы потеряем Гагаузию, Приднестровье, возможно, северные районы, возможно, у нас начнется гражданская война. Чисто экономический вопрос: кто за все это будет платить? Германия до сих расплачивается за объединение восточной и западной частей, а прошло уже почти 30 лет.
– А есть ли надежда, что такой проект будет финансировать Брюссель?
– Он на это тоже никогда не пойдет по политическим соображениям. Евросоюзу не нужен этот проект. Слишком много подобных проблем во внутриполитической жизни многих стран Европы, ЕС не заинтересован ворошить проблемы воссоединения и разделения государств-членов.
Вывод миллиарда – «пакетная» кража
– Что за история с государственными обязательствами по обеспечению гарантий правительства по спасению трех ограбленных банков? Кредит давался под 0,5%, а гособлигации будут выпущены под 5%. Кто-то в очередной раз хочет нажиться?
– Когда Нацбанк выделял кредиты трем банкам под гарантии правительства, заведомо было известно, что деньги не вернутся, и расплачиваться будем все мы. Дело даже не в процентах. Первое секретное постановление правительства появилось осенью 2014 года, когда премьером был Лянкэ. После того, как все вскрылось, он заявил, что был «просто премьером». Его, мол, попросил Национальный комитет по финансовой стабильности. А председателем этого комитета является премьер-министр.
– Выходит, он сам себя попросил.
– То есть вся банковская афера была согласована на высшем уровне, и все было предусмотрено. Это пакетная кража, пакетное соглашение по выводу миллиарда. И второе секретное постановление, которое приняло правительство Габурича, – точно такое же. Объем предоставленных Нацбанку гарантий – более 14 млрд леев – равен половине госбюджета за 2014 год.
– Выходит, что правительство взяло обязательство покрыть за счет бюджета сумму кредитов, выданных Нацбанком – другой структурой, за которую правительство не отвечает?
– Считаю, что оба эти постановления о гарантии по кредитам Нацбанка следует аннулировать, парламент должен переложить эти обязательства исключительно на Нацбанк, который несет ответственность за выведение денег из страны, и пусть он за счет своих резервов покрывает кражу.
Налог на роскошь ударит не по богатым
– Среди новшеств Налогово-бюджетной политики, которую парламент уже принял в первом чтении, – налог на роскошь. Правильно ли я понимаю, что теперь он будет двойным?
– Один раз обладатели жилья площадью более 120 кв.м и стоимостью свыше 1,5 млн леев заплатят налог на недвижимость, как все, а второй раз – налог на роскошь.
– Но это молдавская традиция – строить большие дома.
– Всегда были большие семьи, и сейчас эта традиция сохраняется. Но налог будет зависеть от кадастровой оценки жилья. Думаю, что в селах такие дома в большинстве случаев не потянут на полтора миллиона. Тут проблема горожан, прежде всего, в Кишиневе и Бельцах. Многие новострои в последние десять лет предлагают квартиры именно площадью 120-130 кв.м. стоимостью 1,5 млн леев или выше. Кто там живет – самые богатые? Нет, там живет наш средний класс. У кого-то небольшой бизнес, кто-то работал за границей, копил деньги, продал свою двухкомнатную хрущевку, одолжил еще у родственников или взял ипотеку – и купил квартиру в новострое. Теперь они будут подвергаться двойному налогообложению. Совершенно непродуманное решение.
– А есть ли что-то, что обнадеживает Вас сегодня?
– Народ, наши люди. В отличие от многих стран мира, наше население очень мобильно в экономическом и социальном плане, быстро обучаемо. Именно поэтому молдавские трудовые мигранты конкурентоспособны на внешних рынках труда. Если таким людям еще разумную власть, которая заботится о развитии, о реальном улучшении жизни, то открылись бы перспективы для всего населения и страны в целом. Если к правлению придет команда, вызывающая доверие и у граждан, и у внешних партнеров, действующая в интересах народа, за три года, по моему мнению, ситуацию в стране можно кардинально изменить к лучшему.
Елена РОЙТБУРД.