Газета "Кишиневские новости"

Политика

Власть крышевала создание кризиса

Власть крышевала создание кризиса
24 марта
00:03 2016

А теперь не знает, как из него выйти

Что происходит в молдавской эко­номике? Насколько сильно на нее влияет политика? Что ожидает граж­дан страны в ближайшей перспекти­ве? Об этом и многом другом мы по­говорили с известным политическим и экономическим обозревателем Вик­тором ЧОБАНУ.

2015 год был катастрофическим

– Что Вас сейчас больше всего бес­покоит в нашей экономической ситуа­ции?

– 2015 год был катастрофическим. Официальная статистика говорит о па­дении ВВП на 0,5%, но я ориентируюсь на международные расчеты. Данные Всемирного банка: мы по результатам 2015 года вернулись на уровень 2010-го – 1700 долларов ВВП на душу населения. До этого пять лет экономика росла после кризиса 2008-2009 гг., и всего за год весь предыдущий рост оказался зачеркнутым. Косвенные данные о внешней торговле это подтверждают: экспорт упал на 16%, импорт на 25%. Причем кризис 2015 года очень слабо связан с внешними факто­рами, на 80% он рукотворный и был соз­дан при участии или, по крайней мере, при молчаливом согласии власти, я бы сказал – при крышевании ею.

– Вы имеете в виду хищение мил­лиарда?

– Практически все государственные органы, которые должны были предот­вратить эту аферу, бездействовали. Мил­лиард из банков исчез, государственная помощь была оказана, национальная валюта «просела» на 34%. Пять лет Наци­ональный банк хвалился тем, что держит инфляцию в узде: 5% плюс-минус 1,5%. Сегодня официально озвучен уровень 9,7%, хотя я думаю, что в реальности он больше, просто хотят сгладить картину. Утверждения, что нужен Kroll-2, который за бешеные деньги чего-то там найдет, – на самом деле просто нежелание взять на себя ответственность и назвать вещи своими именами. Если еще год назад и генпрокурор, и директор НАЦ публично заявили, что в докладе Kroll для них ни­чего нового нет и они знают гораздо боль­ше, но до сих пор молчат, это наводит на определенные размышления. Все знали, все писали друг другу письма, заседали Высший совет безопасности при прези­денте и Комитет по финансовой стабиль­ности при премьере, «просто премьеру» посоветовали…

Схема кражи миллиарда войдет в учебники

– Выходит, идея банковской афе­ры родилась у нас?

– Безусловно. Но она встроена в некий региональный контекст. После прикрытия кипрских и других оффшоров Молдова потихоньку начала превращаться в се­рую зону, небольшую «прачечную» для денег. Кража нашего миллиарда была бы невозможна, не предшествуй этому тран­зит через Молдову 20 млрд долларов из России.

– Как же в головах конкретных лю­дей, находящихся у власти, созрела идея украсть миллиард? Все фигуран­ты наверняка получили указания от ключевых игроков на самом высоком уровне – как именно действовать и реагировать. Но ведь они управляют страной. Получается – украли у самих себя?

– Не у себя. Это государственные деньги, как бы ничьи. Вспомните: кто толь­ко не писал про Banca de Economii, и как давно это началось! Но поначалу были относительно мелкие шалости – кредиты по знакомству, сдача в аренду по бросо­вым ценам и т.д. А кража миллиарда – за­вершающая стадия. Не могли за два дня вывести миллиард – это была просто ка­русель документов. Основную монетиза­цию средств осуществил Нацбанк. Было время, когда в Нацбанке гордились тем, что у него огромные валютные резервы, в какой-то момент они стали приближаться к трем миллиардам.

– И у кого-то зачесались руки…

– Конечно, никто не рассчитывал, что лей так обрушится. Но он не мог не об­рушиться, потому что за короткий срок на рынок была вброшена огромная масса леев из кредитов, выделенных прави­тельством. Кто заработал на курсовой разнице? В первую очередь Нацбанк – 2 млрд, коммерческие банки тоже. А обо­краденными себя почувствовали все граждане, об этом свидетельствуют ре­зультаты социологических опросов – 90% респондентов.

– И посол Румынии уже пообещал нам светлую перспективу: возвращать эти деньги все граждане Молдовы бу­дут в течение 25 лет.

– Обратите внимание: все поправки в Закон о государственных гарантиях кредитов, выданных Нацбанку, были приняты правительством в сентябре, причем через взятие ответственности на себя. То есть операция готовилась дав­но и тщательно. Думаю, когда-нибудь эта схема войдет в учебники.

Авансовых платежей больше не будет

– Как по-Вашему: мы уже и вправду достигли дна или снизу еще могут по­стучать?

– Надо сохранять оптимизм: снизу всегда стучат. А если серьезно: меня разочаровали первые действия прави­тельства. Начали с дешевого популизма. Иногда кажется, что там вместо экономи­стов засели пиарщики. Вот стали актив­но понижать тарифы. А правительство причем? Может быть, это закупочная цена так упала? В Молдове всегда по­литическая составляющая довлеет над экономикой. Так не должно происходить, но научить наших политиков не вмеши­ваться невозможно. Вот чем занимается в первую очередь Министерство эконо­мики? У него в управлении 65 госпред­приятий. Главное – расставить нужных людей туда. А это главным образом энер­гетические предприятия. Они заняты от­катом на киловатт, кубометр.

– Сейчас их опять, в который раз, собираются выставить на приватиза­цию.

– Я давно говорю: продайте все это за доллар. Посмотрите список крупных налогоплательщиков, большинство – компании с иностранным капиталом. Они аккуратно платят в бюджет, а все госпредприятия генерируют убытки. При том, что зарплаты у топ-менеджеров за­предельные. В нормальной экономике это невозможно. Так что я за привати­зацию. Другой вопрос: как продавать и кому. Я считаю, что тот же BEM надо было приватизировать еще в 90-е. Но только если бы пришел серьезный ино­странный банк, а не неизвестно кто че­рез какие-то оффшоры. Часто говорят, что нам законодательства не хватает. Почему-то при Талмаче все работало и с существующим законодательством. Да, некоторые банки закрывались, но в целом банковская система была доста­точно стабильна.

– Теперь говорят, что на очереди три следующих крупных банка, кото­рые рискуют повторить судьбу ликви­дированных?

– Из трех – Moldova-Agroindbank, Moldindconbanc и Victoriabanc – находя­щихся под наблюдением Нацбанка, про­блемы только у первых двух. Это говорит о том, что главные игроки на этом рынке еще не закончили свои разборки. Ведь в числе основных требований и МВФ, и ЕС к новой власти – полная прозрачность акционеров банковской системы. И вроде бы власть ее демонстрирует, заблокиро­вали 40% акций в Moldova-Аgroindbank. Но это опять избирательно. А надо-то пройти по всей банковской системе. Вот недавно был опубликован рейтинг центра Expert Grup по прозрачности ак­ционеров. Первые четыре позиции – ино­странные банки. Потому что они работа­ют в правовом поле. А три упомянутых крупнейших банка – в хвосте рейтинга. Проблема есть, и я думаю, что это тот камень, о который споткнется нынешняя власть. Веры у Запада уже нет, и авансо­вых платежей больше не будет – об этом Филипу ясно сказали в Брюсселе: снача­ла реформы, а потом деньги, и никак не наоборот.

– Новый губернатор Нацбанка за­явил: если кто-то надеется, что мы вернем миллиард, будет сильно разо­чарован.

– Чем дальше мы отдаляемся от мо­мента исчезновения, тем меньше вероят­ности, что мы что-то найдем, а тем более вернем. Хотя я бы здесь процитировал Вячеслава Платона: «Требуется полтора часа работы серьезного аналитика, ко­торый даже из отчета Kroll выпишет все данные, и одна-две недели, чтобы найти деньги». Да, у Платона неоднозначная репутация, но он знает, о чем говорит. Впечатление, что дело затягивается на­меренно.

Сценарий «Унири» прикрывает отмывание денег

– Международные структуры не могли не видеть аферы, молдавские контролирующие органы тоже не мог­ли не заметить. Нет ли здесь неглас­ной отмашки западных партнеров на­шим властям: действуйте так, чтобы кризис достиг таких масштабов, что сам собой напрашивался бы вывод: единственное спасение для Молдовы – объединение с Румынией?

– Если бы кого-то действительно инте­ресовал этот результат, то за 25 лет он уже был бы достигнут. Это просто отмывание денег на какие-то проекты, на финансиро­вание неправительственных организаций. Такой сценарий озвучивается, и вероятно где-то прорабатывается, но он не основ­ной. Ни Германия через Румынию, ни США – а это основные игроки, которые принима­ют решения по Молдове – такой негласной отмашки дать не могли. Более того, я ду­маю, они не совсем довольны подобным развитием ситуации. Тем же американцам вряд ли интересна дестабилизация обста­новки в нашей стране. Мы видели осенью, что кража миллиарда приводит к массо­вым волнениям с угрозой смены курса. А Западу нужна стабильность.

Требования партнеров выполнять придется

– Каков Ваш прогноз: когда у Мол­довы будет меморандум с МВФ?

– Начнем с того, что в фонде работают очень и очень терпеливые и воспитанные люди. Если сразу после ухода в отставку губернатора Нацбанка прибывает делега­ция, а правительство в это время уезжает на совместное заседание в Румынию, как случилось в прошлом году, можно ли тре­бовать уважения после этого? Не исклю­чено, что это было сделано намеренно, по­тому что банковскую операцию не успели завершить. А нынешняя миссия приехала вовсе не для того, чтобы поддержать пра­вительство, как врут провластные СМИ, а для знакомства с ситуацией. Мой про­гноз: может быть, меморандум подпишут в следующем году. Даже к концу нынешнего года рассчитывать не на что.

– А есть ли что-то, что обнадежива­ет Вас в нынешней ситуации?

– Я по натуре информированный скеп­тик. Мы часто критиковали требования МВФ. Но сейчас не та ситуация. Прави­тельство занимает у коммерческих банков деньги под 26%. На этом бюджет строить нельзя. Этот долг ведь надо обслуживать. И обслуживание внутреннего долга уже обходится дороже, чем внешнего. Ситуа­ция парадоксальная. Дешевые западные деньги правительству нужны, как воздух. Поэтому тут без вариантов – требования Запада выполнять придется.

– Если Молдова каким-то чудом станет членом ЕС, есть ли шанс что-то здесь сделать?

– У нас малая открытая экономика. Когда растут окружающие страны, рас­тем и мы. Но если мы будем расти по 5% в год, это означает отставание от ЕС навсегда. Нужно развиваться гораздо бы­стрее. Несколько лет назад среднеевро­пейский ВВП на душу населения состав­лял 20 тыс. долларов, сегодня он достиг 30 тыс. ВВП Молдовы же за эти годы вырос до 2300, а теперь упал до 1700. Молдова всегда будет отставать, и нече­го даже говорить о том, что она может хотя бы приблизиться к Евросоюзу.

– Так может быть, нам действи­тельно нужен европейский премьер, европейский спикер, европейский прокурор?

– Премьер, спикер – фигуры поли­тические. А вот европейские Генераль­ный прокурор и председатель Высшей судебной палаты, несомненно, нужны. Не будет ни нормального политическо­го процесса, ни нормальной экономики, если, как сегодня, в стране нет нормаль­ной судебной системы. Всех имеющихся сейчас 400 судей надо вывести за штат и объявить конкурс. Человек сто, которые пройдут жесткий отсев, вернутся, осталь­ных набрать новых, незапятнанных. Когда такая реформа заработает, тогда можно будет на что-то рассчитывать.

Елена РОЙТБУРД.

 

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,82–0,29%
EUR19,03–0,23%
GBP22,22–0,18%
UAH0,45–0,08%
RON3,82–0,23%
RUB0,19–0,29%

Курсы валют в MDL на 18.04.2024

Архив