КТО СТАНЕТ ПРЕЗИДЕНТОМ ФИФА?
Представляем кандидатов
До судьбоносного голосования, которое и определит имя нового главного по футболу на нашей планете, остаются считаные дни, но уже абсолютно точно можно сказать, что, кто бы ни стал следующим президентом Международной федерации футбола (ФИФА), это в любом случае будет малознакомая среднестатистическому российскому болельщику фигура. Среди кандидатов нет ни Йозефа Блаттера, ни того, кого сватали ему в преемники, — Мишеля Платини.
Но есть помимо плохой узнаваемости у соискателей президентского кресла и еще одна общая черта — кто бы ни стал новым главой ФИФА, он будет вынужден, по крайней мере в первое время у руля мирового футбола, делать очевидную ставку на прозрачность ведомой им организации абсолютно во всех аспектах деятельности. Уж больно много фекальных масс в последнее время было вылито на ФИФА. Кто тому виной — сейчас уже не так принципиально. Многочисленные и многоуважаемые комиссии будут рыть под Платини и Блаттера, а вместе с ними и еще под несколько десятков скомпрометированных чиновников, еще долгое время, выдавая на-гора очередные разоблачающие сенсации. Если на предстоящей церемонии вручения премии «Оскар» на главный приз претендует фильм Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка», то в ФИФА за президентский пост борется «чистая пятерка», прошедшая для допуска к голосованию проверку под микроскопом повышенной четкости.
От нового руководителя ждут порядка и чистоты в ФИФА. Как ты собираешься продолжать дело Блаттера и развивать футбол все в новых регионах? Отношение к возможному изменению формата чемпионата мира в сторону увеличения числа участников? Распределение прибылей среди национальных федераций? Эти первостепенной важности вопросы сегодня отходят на второй план. В рамках предвыборной гонки, а не ежедневной работы, конечно.
■ ■ ■
Выборы ФИФА — демократия в чистом виде. Каждый из 209 голосовальщиков отдаст свой голос, цена которого у всех абсолютно равная. Представитель ты английской федерации, которая не дает нам забыть, что футбол, дескать, придумали именно англичане, или же делегат от загадочного Занзибара, имена игроков сборной которого мы не выдавим из себя даже под дулом пистолета, — голос один. Представляешь ты огромную Россию или крохотную Андорру, найти которую на карте без увеличительного стекла невозможно, — голос один. Бразилец ты, пять раз видевший, как твоя сборная побеждает на чемпионатах мира, или же монгол — результат тот же. В этом и заключается смысл организации под названием ФИФА.
Это сегодня, в свете громких коррупционных скандалов, у не очень погруженного в ситуацию обывателя может возникнуть ощущение, что ФИФА — эдакий мафиозный спрут, который раскинул свои щупальца по всем континентам в поисках легкой наживы. Глобальная задача ФИФА не в зарабатывании денег и даже не в проведении чемпионатов мира, а в расширении футбольной карты, в популяризации игры. Именно из-за этого голос, например, такой нефутбольной державы, как Бангладеш, равен голосу Испании.
ДЖАННИ ИНФАНТИНО (ВЕРОЯТНОСТЬ ПОБЕДЫ НА ВЫБОРАХ, ПО НАШЕЙ ВЕРСИИ, 40%)
Несомненно, именно Инфантино из всех пятерых кандидатов больше других готов возглавить ФИФА, ведь он единственный из пятерки, кто обладает серьезным опытом футбольного управленца. Многие годы Джанни занимал должность генерального секретаря УЕФА, является близким другом и соратником Мишеля Платини, который, не будь отлучения от футбольной деятельности, выиграл бы на этих выборах с приличным запасом прочности.
По сути, Инфантино — продолжение курса Платини. Революций после его прихода в ФИФА ждать не стоит. И это устраивает многих (по крайней мере европейцев). Ведь на чем бы ни подловили Платини, к его непосредственной работе претензий по большому счету не было. Инфантино будет продолжать ту же политику, что и его предшественник. Известно, что его предвыборная программа включает в себя пункт об увеличении числа участников чемпионатов мира до сорока, возможность проведения финальной стадии ЧМ сразу в нескольких странах. А еще Инфантино очень трепетно относится к клубному чемпионату мира, интересы которого, нет сомнений, будет лоббировать всеми допустимыми методами. Само собой, одним из главных тезисов его предвыборной кампании остается финансовая прозрачность ФИФА.
Инфантино, возможно, является единственным кандидатом, способным видеть картину мирового футбола полностью. Он, несомненно, футбольный человек, отлично разбирающийся в игре, но помимо этого и сильный экономист, обеспечивший финансовое благополучие УЕФА.
САЛМАН БЕН ИБРАГИМ АЛЬ-ХАЛИФ (55%)
Если Инфантино является продолжателем дела Блаттера, то шейха Салмана скорее стоит рассматривать как кризис-менеджера, способного быстро вдохнуть в ФИФА новую жизнь. В первую очередь речь о финансах. И во вторую, и в третью тоже. Главный козырь в рукаве руководителя Азиатской футбольной конфедерации — деньги, которые он способен привести вместе с солидными спонсорами в ФИФА. Козырь, скажем честно, не самый слабый. Особенно сейчас, когда все громче и громче раздаются голоса, предрекающие скорый финансовый крах Международной федерации футбола.
Шейх Салман много говорит о рекламных контрактах, о возможности увеличить заработок сборных команд на международных турнирах. Но этим его программа, по сути, и ограничивается. Член исполкома ФИФА не говорит ни слова о развитии футбола в слаборазвитых регионах, не говорит о детском, женском, любительском футболе. Он истинный политик, для которого понимание самого футбола и его нужд стоит далеко не на первом месте. Для шейха Салмана футбол — продукт, который он готов начать успешно реализовывать по законам бизнеса. А футбол он будет отгружать покупателям или гуталин — дело десятое.
АЛИ БЕН АЛЬ-ХУСЕЙН (5%)
Принц Иордании стал известен широкой футбольной общественности еще на прошлых выборах главы ФИФА, на которых он стал, по сути, единственным конкурентом Зеппа Блаттера. Но, даже получив поддержку от Платини, принц Али потерпел тогда вполне ожидаемое поражение. Теперь иорданец постарается войти в реку второй раз, но при этом его кандидатура выглядит даже слабее, чем на выборах с Блаттером, ведь сегодня все до единого кандидаты говорят о борьбе с коррупцией и о прозрачности ФИФА, которой можно добиться только с ними в президентском кресле. Да, Али говорит о чистых руках чаще и убедительнее конкурентов, но сколько примеров в мире политики можно вспомнить, когда слова диаметрально расходились с реальным делом. А принц именно политик.
Королевская особа отметилась службой в спецназе, принц был бригадным генералом вооруженных сил Иордании. Именно он настаивал на обнародовании результатов расследования фактов коррупции при выборе стран — хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 гг. Еще одной инициативой Али было дело об отмене запрета на ношение женщинами-футболистками хиджабов. Этим послужной список вице-президента ФИФА, по сути, и ограничивается.
Наш постоянный эксперт — почетный президент РФС Вячеслав Колосков — так охарактеризовал кандидата из Иордании: «Он несколько лет являлся членом исполкома ФИФА, но крайне редко выступал или проявлял какую-либо инициативу. Соответственно, и сторонников у него быть не может, так как идеи, которые можно было бы поддержать, просто отсутствуют. Тем более что Азиатская конфедерация вывела Али из состава исполкома». Вывела, к слову, исключительно в угоду шейху Салману.
ЖЕРОМ ШАМПАНЬ И ТОКИО СЕКСВАЛЕ (0%)
Эта пара присутствует среди кандидатов по большому счету лишь для создания видимости вариативности. Экс-заместитель генсека ФИФА Шампань и бизнесмен из ЮАР Сексвале шансов на победу не имеют никаких. Даже теоретических. Их присутствие в списке кандидатов — всего лишь возможность набрать вистов перед основными участниками выборов. Скорее всего, стоит ждать, что и Жером, и Токио снимут свои кандидатуры в пользу одного из кандидатов в надежде получить теплое местечко в ФИФА в случае победы своего фаворита.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ
Мы уже говорили о том, что каждая национальная федерация постарается себя как можно дороже продать. Но особенность голосования в том, что оно закрытое. Почти не стоит сомневаться, что очень многие главы нацфедераций пообещают свою поддержку если не всем, то нескольким кандидатам одновременно. Так что судить сегодня о том, как будут проходить туры голосования, — все равно что гадать на кофейной гуще. Впрочем, пожонглировать цифрами можно, другое дело, что практической пользы от этого занятия — ноль.
Итак, на данный момент о своей поддержке шейха Салмана, что совсем неудивительно, заявила Азиатская конфедерация, которую он возглавляет. Это, если в абсолюте, 47 голосов. Похоже, что шейху удалось заручиться и поддержкой Африки, а это еще 56 голосов. Для чистой победы в первом туре этого не хватит, но для победы итоговой — вполне. Для набора заветного контрольного пакета голосов необходимо лишь подобрать пару сторонников из числа тех, кто поддержит в первом туре заведомых аутсайдеров.
Что касается Инфантино, то помимо европейских голосов, за небольшим исключением (вряд ли, к примеру, кандидата от УЕФА поддержит в первом туре Англия), он наверняка доберет голоса неопределившихся федераций. Да и голоса, пусть и немногочисленные, что получит принц Али, скорее всего, перейдут к швейцарцу. Но, как ни крути цифрами, у шейха Салмана изначально есть больше 50% голосов.
Наш постоянный эксперт Вячеслав Колосков считает, что борьба развернется именно между Инфантино и шейхом Салманом, а принц Али не имеет шансов даже навязать борьбу конкурентам: «У кандидатов было время на предвыборную работу. Кто больше ездил по континентам, кто лучше договаривался и доносил свои идеи до людей, которым и предстоит отдать свои голоса на предстоящих выборах, тот и победит».
Александр ПОКАЧУЕВ.
КОЭФФИЦИЕНТЫ БУКМЕКЕРОВ НА ПОБЕДУ НА ВЫБОРАХ
Салман бен Ибрагим аль-Халиф — 1,45
Джанни Инфантино — 3,20
Али бен аль-Хусейн — 6,00
Токио Сексвале — 31,00
Жером Шампань — 61,00