Страсти по премьеру
Как слепить парламентское большинство из подручных средств
Новый год Молдова встретила без правительства. Вокруг назначения кандидатуры на пост его главы выстроилась целая хитроумная интрига, поэтому политики нынче, похоже, впервые за последнее время остались без праздничных каникул.
Про ушельцев и пришельцев
После того, как 29 октября правительство Валерия Стрельца было отправлено в отставку, а либерал-демократы фактически перешли в оппозицию, председатель Демпартии Мариан Лупу пообещал уже через неделю озвучить имя нового кандидата в премьеры. Потом еще через неделю, потом через две… Сроки все сдвигались и сдвигались – было ясно, что, несмотря на все усилия демократов, большинство голосов для утверждения правительства собрать не удается. Пока, наконец, 14 депутатов-коммунистов не заявили о выходе из фракции и о создании в парламенте Социал-демократической платформы «За Молдову». Через три дня платформа стала общей для этих ушельцев и демократов. Что в сумме составило 34 голоса при необходимых пятидесяти одном. Тем не менее новорожденная платформа объявила себя крупнейшим парламентским формированием, которому принадлежит право назвать имя будущего премьера. С этим была категорически не согласна фракция ЛДПМ.
Ходили упорные слухи, что этот демарш экс-коммунистов обошелся в круглую сумму Владу Плахотнюку, который – вот совпадение! – тогда же, 21 декабря, заявил о своем возвращении в партию и в политику. Не может, мол, он спокойно смотреть со стороны, как Молдова все глубже погружается в пучину политического кризиса. И готов принять самые радикальные меры для спасения страны. Прежде всего, сформировать стабильное политическое большинство.
Стурза нон-грата
Однако с формированием большинства что-то не заладилось, а время поджимало: крайний срок утверждения правительства – 29 января. И президент Николай Тимофти сделал свой ход: назначил кандидатом в премьеры уже занимавшего этот пост в 1998-1999 годах бизнесмена Иона Стурзу. О его безоговорочной поддержке сразу заявила фракция ЛДПМ. Либералы и группа Лянкэ колебались. Остальные члены парламента однозначно были против.
Но закулисные игроки пробили в Конституционном суде более чем оригинальное решение, обязывающее главу государства издать указ о выдвижении кандидата от большинства в 51 депутат. Не утвердят его до 29 января – президент обязан законодательный орган распустить.
Мало кого удивило, что 4 января специальное заседание парламента, на котором Ион Стурза должен был представить программу своего правительства и персональный состав кабинета, провалилось.
Политтуризм набрал обороты
Консультации с президентом возобновились уже на другой день после проваленного заседания. А устойчивого большинства по-прежнему не было, и ЛДПМ продолжала настаивать на своем праве назвать будущего премьера. Тимофти дал парламентариям неделю на устранение разногласий: указ о новом кандидате должен быть подписан не позднее 14 января, чтобы у того, в соответствии с законом, было две недели на разработку программы и формирование команды.
Демократам пришлось форсировать события. Социалисты и те семь депутатов, что остались во фракции ПКРМ, от переговоров отказались. Зато неожиданно (только для широкой публики, разумеется!) кардинально сменили позицию либералы. Их лидер Михай Гимпу, который ранее заявлял, что ни при каких обстоятельствах не будет голосовать вместе с коммунистами, пусть и бывшими, сообщил о готовности сформировать парламентское большинство и проголосовать за кандидатуру, предложенную демократами. Свое решение либералы аргументировали важностью сохранения «европейского будущего Республики Молдова» и стремлением не допустить прихода к власти пророссийских партий. Потом перебежчики, готовые голосовать за правительство, обнаружились в стане либерал-демократов. Декларацию об этом подписали Владимир Хотиняну, Ион Балан, Штефан Крянгэ, Нае-Симион Плешка, Георге Мокану, Михаела Спатарь и Алена Гоца.
После чего Мариан Лупу торжественно объявил, что парламентское большинство сформировано, и декларация об этом передана президенту. Документ подписали лидеры либералов и демократов Михай Гимпу и Мариан Лупу, депутат Виолетта Иванова от лица Социал- демократической платформы, а также восемь либерал-демократов, за которых поставил подпись Ион Балан.
Во фракции Либеральной партии сейчас состоят 13 депутатов, а во фракции Демпартии — 20. Социал- демократическая платформа, согласно опубликованному документу, насчитывает 15 депутатов — к ней примкнул покинувший ЛДПМ Петру Штирбате.
С учетом восьми либерал-демократов, оформившееся большинство насчитывает 56 парламентариев, что достаточно для утверждения правительства.
Измена во имя «светлого будущего»
А вот как прокомментировали все эти трюки люди, знающие толк и в политике, и в экономике, и в нравственности.
Александр Муравский, доктор экономики, экс-вице-премьер:
«Вот что меня смущает во всех этих переговорах. Каждая парламентская фракция или группа депутатов делает многочисленные декларации, которые начинаются словами:
«Республика Молдова находится в глубоком кризисе … и так далее по тексту».
А хотелось бы увидеть хоть одну декларацию, которая сказала бы правду и начиналась так:
«Мы такие-то такие-то загнали Республику Молдова в глубочайший кризис. Но мы просим дать нам один последний шанс на исправление своих ошибок и сделаем все возможное и невозможное, чтобы уже в ближайшие сто дней народ почувствовал перемены к лучшему. В противном случае мы готовы уйти без всяких дополнительных дискуссий».
Понимаю, что звучит, как антинаучная фантастика, но хочется верить, что хоть у кого-нибудь есть понятие, что такое моральная политическая ответственность перед своими гражданами».
Илья Тромбицкий, директор неправительственной организации «Эко- Тирас», экс-депутат парламента:
«Вот смотрю я, как этот народец легко продает и тех, кто вывел их в люди, а при необходимости – и страну, в которой родились и живут, причем так массово, по принципу «не опоздать бы!», и до меня доходит, как это было в «Сфатул Цэрий» 27 марта 1918 года. Тогда хоть расстреляли нескольких несогласных депутатов, а сейчас вроде времена другие и до расстрелов пока не дошло. Однако повадки те же. Впрочем, если облачить причины массовых измен в высокие лозунги, уже не так паскудно смотрится – ведь измена-то – не для себя, а во имя светлого будущего! Только нет в мировой истории ни одного примера, когда будущее, достигнутое путем измены, было светлым».
Президент играет по-своему?
Конкретное имя кандидата в премьеры депутаты до последнего дня упорно скрывали. Со слов Михая Гимпу, к примеру, известно, что в ходе консультаций звучали фамилии Плахотнюка, Канду, Лупу. Но неофициальные, однако, информированные источники утверждают, что Демпартия всеми способами пытается продвинуть на пост главы правительства именно Влада Плахотнюка. Чему усиленно противятся партнеры по развитию, стоящие за спиной президента Тимофти.
Поэтому в ответ на заявление о создании парламентского большинства он потребовал, чтобы эта коалиция была формализована, перечислены все входящие в нее депутаты и указана их готовность поддержать определенного кандидата на пост премьер-министра. Официальное уведомление об этом, заверенное подписью каждого члена большинства, должно быть направлено на имя президента Республики Молдова. Однако к среде текущей недели представлен был документ лишь с четырьмя подписями.
Кроме того, глава государства напомнил, что в процессе выбора кандидата на пост премьера партии и парламентские группы должны принять во внимание решение Конституционного суда от 22 апреля 2013, согласно которому «любой политический мандат должен быть основан на высоких стандартах добропорядочности», а «назначение на руководящие должности лиц, добропорядочность которых находится под вопросом, противоречит принципам правового государства».
Президент явно имел в виду Постановление парламента от 15 февраля 2013 года о выражении вотума недоверия тогдашнему первому вице-председателю парламента Владу Плахотнюку, основанное на обвинениях в коррупции, рейдерстве и ущербе имиджу Молдовы.
Уже одно это освобождает Николая Тимофти от обязанности утвердить кандидатуру Плахотнюка, даже если она будет предложена парламентским большинством.
Осталось привести авторитетное мнение экс-председателя Конституционного суда Виктора Пушкаша, высказанное в интервью радио «Свободная Европа»: «Президенту принадлежит исключительное право по своему усмотрению выбрать кандидатуру, а консультации с парламентскими фракциями не обязывают его соблюдать их точку зрения».
Елена РОЙТБУРД.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что парламентское большенство предложило на должность премьера кандидатуру Влада Плахотнюка. Президент заявил, что ему необходимо время для изучения документов. Если до конца сегодняшнего дня Николай Тимофти не подпишет соответствующий указ, будет запущена процедура импичмента президента.