ЛИЧНЫЙ ПОЧТАЛЬОН ЛЕНИНА
Как письмо вождя мирового пролетариата оказалось сильнее смертельной болезни
Среди «государевых гонцов» (так называли фельдъегерей во все времена) были люди с удивительной судьбой. Эта история — об одном из них. Секретный курьер Ленина Максим Штраух едва не погиб, выполняя личное задание вождя. Полученный от Ильича важный пакет фельдъегерь привязал к своему телу веревками. Но по дороге Максим заболел… тифом. Он чудом выжил. И сохранил пакет.
В День фельдъегеря, который отмечался 18 декабря, мы раскрыли одну из тайн ГФС.
Весна 1918 года. Сыну известного московского врача Максиму Штрауху в то время было 18 лет. На передовую борьбы за революцию его не взяли из-за плохого зрения, но зато зачислили в фельдъегерский корпус Главного штаба Реввоенсовета республики.
Фельдъегеря в то время были бравыми парнями — носили суконный шлем со звездой и гимнастерку летом, коричневое кожаное пальто и такое же кепи осенью. Ездили они в основном на… велосипедах. «За зубцами» даже выделили место под их велогараж. Фельдъегерей тогда даже назвали «самокатчики Кремля».
Штраух был самокатчиком первой категории с окладом в 600 целковых (огромные по тем временам деньги). Вскоре ему и вовсе выдали особое разрешение. С этим удостоверением, а еще семизарядным пистолетом системы «наган» и кожаным портфелем Максим объехал всю страну.
Однажды ночью дома у Штрауха раздался телефонный звонок (квартиры фельдъегерей были с телефонной связью). На другом конце провода голос сообщил, что есть особое задание. И уже через полчаса в руках у Штрауха был пакет от Ленина. На оболочке конверта размашистым почерком Ильича был написан адрес (Ташкент, члену Реввоенсовета Туркестанского фронта Шалве Элиава), и тут же подпись отправителя: «Ленин».
Поезд, спецвагон. Пакет был привязан прямо к голому телу тряпками и веревками — Штраух так боялся потерять его, что держал в буквальном смысле под сердцем. Под утро секретный курьер почувствовал себя плохо.
Из воспоминаний Максима Штрауха:
«Неожиданно слышу разговор пассажиров, сидящих внизу. Вначале даже не понял, что речь идет обо мне. Кто-то сказал, что слышал, как я бредил во сне. Все встревожились: это сыпнотифозник!.. Его надо скорее изолировать, ехать-то еще далеко… он всех перезаразит!.. Хватаюсь за лоб — весь как в огне. Соображаю: сейчас заявят в санитарный отряд и с поезда меня снимут. А ленинский пакет — как быть с ним?! Ведь я должен доставить его лично. В собственные руки. И как можно скорее. Господи, что же мне делать?!»
Максима, несмотря на его протесты, сняли с поезда. Не помогло даже заветное удостоверение — тифа боялись даже больше, чем Ленина… Под конвоем доставили Штрауха в санитарный пункт, который был до отказа набит людьми — некоторые, самые тяжелые, лежали на полу вповалку. Максим потребовал позвать главного военного врача. Его лихорадочный голос был столь убедительным, что это сработало. «Это особенный пациент!» — кричали санитары. А особенному и уход особый. Максим быстро поднялся на ноги, выписался из госпиталя и продолжил путь с ленинским пакетом.
И вот Ташкент. Гостиница «Националь». Шалва Элиава крепко жмет ослабленную руку, которая минуту назад вручила ему пакет. Потом Штраух скажет: Я уцелел. Иначе и быть не могло. Ленинский пакет придавал мне силы и помогал совершить невозможное. Я смерти не поддался…»
Ну а потом были другие, не менее важные командировки, новые пакеты от вождей… Максим умудрялся в промежутках между заданиями ходить в театры, которые обожал с детства.
«В январе 1921 года Максим Штраух вместе с другими сотрудниками Службы внешней связи был зачислен в состав вновь сформированного Фельдъегерского корпуса при Управлении связи Красной Армии (УСКА)».
Из справки ГФС.
Однако в начале февраля 1921 года Максим был демобилизован из армии. Пришло время исполниться давней мечте — он ведь грезил театром и кино. Первая должность — помощник режиссера на фабрике Госкино, потом попал в Театр им. Мейерхольда, Театр Революции (ныне им. Маяковского), Малый театр, Московский драматический… Он играл моряков, пасторов, портных, композиторов, но прославился на всю страну Штраух именно ролью Ленина. И до сих пор мало кто даже догадывался, что великий актер и режиссер когда-то был фельдъегерем.
Ева МЕРКАЧЕВА, Александр БУРАКОВ.