Николай Мейнерт: «Такого я не встречал даже в Нагорном Карабахе»
Международный наблюдатель о прошедших выборах в Верховный Совет Приднестровья
Прибывшие на прошлой неделе вРеспублику Молдова российские эксперты, намеревавшиеся наблюдать за тем, как проходят выборы вВерховный Совет, не смогли пройти паспортный контроль. Ближайшим рейсом их отправили обратно в Москву. Другим повезло больше, например Николаю Мейнерту, гражданину Эстонии, постоянно проживающему в Финляндии. Он поделился своими впечатлениями с корреспондентом «МК» о посещении Приднестровья.
– Какую организацию Вы представляете?
– Международный центр электоральных исследований (IESC). Его штаб-квартира расположена в городе Маастрихт, Нидерланды. Обычно мы прибываем на срок от трех дней до двух недель и мониторим избирательный процесс. Все делается на законных основаниях.
– Трудности при прохождении паспортного контроля возникали?
– Когда меня спросили в качестве кого я приехал, ответил, что я журналист. После чего паспорт изъяли и более часа продержали в пограничной зоне. Для меня эта ситуация беспрецедентная. Такого не было при поездках на выборы ни в Китае, ни в Индии, ни в Нагорном Карабахе.
– Но Ваше присутствие на выборах в какой-то мере легитимизирует непризнанные власти…
– Мы стараемся в основном посещать проблемные регионы и просто анализируем, как проходят выборы. Взаимоотношения с территориями, вышедшими из-под контроля, оставляем политикам. Если статус Левобережья когда-нибудь изменится, ПМР очень пригодятся люди с опытом работы в избирательных комиссиях. Когда мы прибыли в Тирасполь, у меня было такое чувство, что сам факт появления международных наблюдателей вызывал у местных чиновников немалое удивление.
– Каково общее впечатление от избирательного процесса?
– Неоднозначное. Для меня, например, была непонятна ситуация с голосованием военнослужащих. Делают это они обычно в воинских частях, а тут их прикрепили к гражданским участкам, одновременно засекретив всю информацию, включая и их количество. Был простор для фальсификаций. Такого я не встречал нигде, даже в Нагорном Карабахе.
– Использовался ли властью административный ресурс?
– Обратили внимание на то, что осуществлялась рассылка агитационных материалов в «день тишины». Как мне говорили в окружной избирательной комиссии, ничего не изменится, если в субботу вам кинут в почтовый ящик три листовки. Может быть. Но для меня тут был важен другой фактор: некое психологическое давление на конкурентов, одному дозволено нарушать правила, а остальным – нет.
– В следующем году выборы президента Приднестровья. Приедете?
– Как человек любопытствующий, конечно бы посмотрел. Мне вообще интересно, что будет происходить с регионом, ведь ситуация сложная. Внутренний конфликт президента с Верховным Советом. Внешний – с Украиной, проблемы с Кишиневом. При этом страдают люди. Мы посетили удаленные избирательные участки, было несколько неуютно от увиденной бедности. При этом обратили внимание на то, что Тирасполь выглядит как-то параднее и ярче, чем Кишинев. Это нас очень удивило.
Подготовил Александр ТОКАРСКИЙ.