Сто дней пассива
Миноритарный кабинет министров первую сессию не сдал
У правительства Кирилла Габурича – своего рода знаменательная дата: оно проработало сто дней. Именно такой срок западные демократические институты любят отводить новым властям на то, чтобы по-настоящему включиться в дело. И, значит, есть основание подвести хотя бы некоторые итоги того, что успел кабинет министров на начальном этапе своей истории.
Коррупция и ныне там
Как помнит читатель, западные партнеры по развитию, уставшие ждать конкретных результатов реформ в Молдове от своих баснословных денежных вливаний, составили для правительства Габурича буквально пошаговую инструкцию. В документе подробно расписано: что и в какие сроки должно быть сделано для того, чтобы сохранить доверие международных структур. И, что немаловажно, продолжить получать финансовые вливания.
В частности, за сто дней миноритарное молдавское правительство должно было отдать под суд высокопоставленных официальных лиц, обвиняемых в коррупции, и снять иммунитет от преследования с тех, кто им пользуется. Кроме того, следовало довести до сведения общественности все решения властей, имеющие финансовые последствия, усилить полномочия генпрокурора в расследовании коррупционных дел в отношении судейских работников, сделать обязательной аудиозапись судебных заседаний, а новый Закон о реформе прокуратуры до внедрения подвергнуть экспертизе Венецианской комиссии.
Как же выполнены эти пожелания Запада? Да, собственно, никак. Конечно, один высокопоставленный чиновник (впрочем, уже бывший) за решетку попал – мы имеем в виду экс-министра здравоохранения Андрея Усатого. Но речь пока лишь о предварительном заключении на время расследования сомнительных тендеров, проводимых ведомством в пользу практически одного и того же экономического агента. А целая группа высокопоставленных медиков, также причастных к этой истории, в большинстве своем вообще находится под домашним арестом. Когда расследование дойдет до суда, и дойдет ли вообще, сказать не может никто.
Решения, имеющие финансовые последствия, никто и не думает обнародовать. Хотя уже и Генеральная прокуратура подтвердила, что правительство Габурича, вслед за своим предшественником – кабинетом Лянкэ, в секретном порядке выделило трем проблемным банкам кредит из резервов Национального банка. Любопытно, что в самом правительстве, как и в Нацбанке, на эту тему разговаривать просто отказываются.
Что же касается Закона о реформе прокуратуры, он принят лишь в первом чтении. А теперь до местных выборов народные избранники вообще решили не собираться на заседания.
Банки по-прежнему в тумане
Еще в течение ста дней партнеры по развитию рекомендовали раскрыть для общественности суммы потерь, понесенных государством из-за «группы Banca de Economii», и привлечь виновных к ответственности. Требовалось также провести аудит-расследование с привлечением одной из аудиторских компаний, входящих в «Большую четверку» (Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young или KPMG), и анализ ситуации в банках в соответствии с лучшими международными практиками.
Вокруг банков буквально в последние дни какое-то шевеление началось, в прокуратуре и антикоррупционном ведомстве вдруг вспомнили, что не худо было бы выяснить: а что там в Banca de Economii происходило, начиная с 2007 года. И даже провели выемку каких-то документов. Теперь грозятся допросить бывших премьеров и министров. В неопределенной перспективе.
Но это, в общем-то, и все. Размер потерь, понесенных государством из-за банковской аферы, остается неизвестным, цифры, причем неофициально, озвучиваются самые разные. Над тем, кто будет проводить дальнейший международный аудит, в Национальном банке еще думают. Не исключено, что это доверят той же самой компании Kroll, вокруг отчета которой развернулся очень странный детектив.
МВФ не дозовешься
На этом фоне не вызывает никакого удивления тот факт, что миссия Международного валютного фонда все откладывает и откладывает свой приезд в Молдову. Предыдущая Программа сотрудничества с МВФ завершилась еще в апреле 2013 года. А условием нового меморандума фонд ставит полную прозрачность в банковском деле. Более того, МВФ настаивает на отзыве лицензий у Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank и наказании виновных.
Поэтому с высоких трибун все чаще звучат голоса о необходимости ликвидации этих банков. При этом владельцев депозитов пытаются заверить, что их интересы не пострадают. Однако размер гарантии по банковским вкладам с нынешних 6000 леев (примерно 300 евро) власть увеличивать не спешит. Видимо, этим порождена и внезапно возникшая активность правоохранителей вокруг проблемных банков, хотя это явно имитация бурной деятельности.
Правительству кровь из носу нужно заманить миссию МВФ в Кишинев. Дело в том, что госбюджет сверстан с огромным десятипроцентным дефицитом, и каждый шестой лей в расходной части должен прийти из-за границы. Но пока нет Программы сотрудничества с Международным валютным фондом, деньги не поступят не только от него. Кроме того, Программа с МВФ – зеленый сигнал светофора для других международных кредиторов и частных инвесторов. Без новых зарубежных кредитов и грантов правительство не сможет исполнить бюджет.
Цены вверх, экономика вниз
Кстати, о бюджете. Его правительство Габурича само себе разработало и (с огромным опозданием) само себе утвердило, приняв ответственность в обход парламента.
Дефицит, как мы уже сказали, огромный – 4 млрд леев. При этом прогнозируется отрицательный показатель ВВП – сокращение на 1%, инфляция на уровне 6,4%. По официальному признанию Национального банка, лей на протяжении последующих трех лет продолжит падение. В 2015 году средневзвешенный курс национальной валюты по отношению к американскому доллару ожидается на уровне 19,3, в 2016 году – 20,4, в 2017 году – 22,1. Прогнозируется падение экспорта на 10%, а импорта на 15%.
В результате государству придется ужесточать налоговое давление и на рядовых граждан, и на бизнес. Так, дорожный сбор увеличивается на 50%. Акцизы на алкоголь, ювелирные изделия, нефтепродукты и импорт автомобилей повышены на уровень прогнозируемой инфляции, то есть на 6,4%. Выросли акцизы на табачную и алкогольную продукцию, природный и сжиженный газ. Будут обложены налогом доходы юридических лиц, полученные от банковских депозитов, размещенных на срок более чем три года.
Отсюда рост цен на все и вся. Свои требования о существенном повышении тарифов уже заявили поставщики природного газа и электроэнергии. Правда, по понятным причинам решение вопроса отложили до «после выборов». А вот рост зарплат в бюджете не предусмотрен. Зато предусмотрено обложение налогами выходных пособий, которые трудящиеся получают в случае потери работы. До сих пор эти выплаты к категории налогооблагаемых не относились.
Финиш не за горами?
Перечислять «достижения» кабинета Габурича можно еще долго. Но все они – из того же ряда: не сделано, не выполнено, не осуществлено. Упомянем, пожалуй, лишь персональное достижение премьера. Как выяснили правоохранительные органы с подачи заклятых друзей главы правительства – либералов, можно достоверно говорить лишь о том, что Кирилл Габурич окончил гимназию. Подлинность документов об остальных этапах его образования вызывает большие сомнения.
Впрочем, едва ли именно это обстоятельство стало причиной того, что многие политики уже открыто говорят: дни нынешнего миноритарного правительства сочтены. Уж больно красноречивы результаты деятельности кабинета. После местных выборов он будет отправлен в отставку. Так, по мнению председателя Партии социалистов Игоря Додона, сто дней правления обернулись разочарованием для страны. «Пребывание Габурича в должности премьера запомнилось картельным сговором олигархов во власти, так как он всего лишь марионетка Владимира Воронина, Влада Филата и Влада Плахотнюка; продолжением вывода денег из Нацбанка под гарантию государства для спасения трех коммерческих банков; принятием пакета бюджетных законов без обсуждения парламента и руководством правительством человеком, не имеющим даже среднего образования», – отметил Додон.
Похоже, ждать новостей осталось недолго. Вот только будут ли они приятными – большой вопрос.
Елена РОЙТБУРД.