На банковскую аферу напускают туману
Зачем Олег Рейдман придумал фантастическую версию кражи миллиарда
Об украденном из молдавских банков миллиарде долларов сегодня рассуждают даже дети. Ауж люди, считающие себя специалистами в финансовых вопросах, озвучивают самые разные версии случившегося, называют конкретные имена «героев», рисуют механизмы беспрецедентной банковской аферы. Ана днях одно парадоксальное утверждение сделал депутат парламента, советник по экономическим вопросам третьего президента Молдовы Владимира Воронина Олег Рейдман. Выступая на одном из частных телеканалов, он заявил, что миллиард долларов, выведенный из Молдовы, вовсе не был похищен из резервов Национального банка, а появился в результате включения печатного станка.
Выходит, и воровства никакого не было? И даже компания Kroll ошиблась? Или мы чего-то не поняли из слов господина Рейдмана? За комментарием редакция обратилась к доктору экономики, ведущему научному сотруднику Института экономических исследований Академии наук РМ Михаилу ПОЙСИКУ:
– На первый взгляд утверждение Олега Рейдмана выглядит безграмотным, но только на первый взгляд. На самом деле он просто пытается отвести подозрения от тех конкретных лиц, которые стоят за аферой.
Что значит «включили печатный станок»? В запасниках у Национального банка хранится не один миллиард леев. Но просто так деньги на рынок не выбрасываются, иначе они создадут огромное давление на инфляцию, и так немалую. У них должно быть реальное обеспечение, и обеспечение это – валютные резервы Национального банка. Ведь уже известны названия фирм, зарегистрированных в каких-то хибарах, с ничтожным уставным капиталом, которые без всякого реального залога получили гигантские невозвратные кредиты. Известно и то, что фирмы эти связаны с Плахотнюком и Филатом.
Деньги из банков ушли в оффшоры. Правительство (сначала при премьере Лянкэ, потом и при нынешнем премьере Габуриче) дважды секретными постановлениями под свою гарантию выделило проблемным банкам кредиты из резервов Национального банка в обшей сложности более чем на 15 млрд леев, это и Генеральная прокуратура подтвердила. Банки деньги конвертировали и, опять же, через невозвратные кредиты вывели из Молдовы. Да еще очень хорошо заработали на разнице курсов валют. А резервы Национального банка – это государственные деньги, которые можно было направить на какие-то целесообразные вещи, а не отдавать ворам.
Первый десятимиллиардный кредит из резервов Национального банка уже не был выплачен вовремя и перешел в разряд государственного долга. А значит, рассчитываться за него будем все мы, лет пятнадцать, наверное. Можно не сомневаться, что такая же судьба ждет и второй кредит. Сумма получается огромная. Эти деньги вытащат из наших карманов.
Сейчас Генеральная прокуратура взялась проверять деятельность Banca de Economii, начиная с 2007 года. Но ей, собственно, и проверять нечего, достаточно поднять отчеты Счетной палаты, проводившей аудит в этом банке за период 2008-2012 г.г. и за 2013 год. Там подробно описаны все нарушения.
От всей этой истории получил выгоду очень узкий круг людей. А пострадали практически все жители республики. И утверждение Рейдмана – не что иное, как стремление напустить туману, обелить реальных бенефициаров аферы. Сегодня без крыши, выстроенной сверху, подобные мошеннические операции провернуть невозможно. И это все понимают, но при этом пытаются разными способами отвести глаза народу. Другой вопрос, что это можно было сделать тоньше. А такое прямолинейное заявление заставляет думать, что и сам Олег Рейдман, возможно, имеет в этом деле определенный интерес. Причем необязательно, что он получил какие-то реальные деньги. Не исключено, что ему, человеку из бизнеса, были предоставлены другие важные для предпринимателя возможности.
Записала Елена РОЙТБУРД.