Судьба депутата
Американский историк с молдавскими корнями профессор Владимир Солонарь считает: ситуация в стране хуже некуда
Куда только ни забрасывает судьба бывших народных избранников молдавского парламента. Так, например, Георгий Стрэйстяну, создатель первого частного телеканала «Каталан», депутат фракции Партии демократических сил, обвиненный с подельником в краже барсеток из салонов автомобилей, попал за решетку. А один из лидеров движения начала 90-х годов «Единство» Владимир Солонарь живет и работает за океаном. Впарламент он избирался трижды – в 1990, 1994 и 1998 годах. С2003-го является ассоциированным преподавателем кафедры истории Университета Центральной Флориды. Это некий аналог должности доцента. Владимир Анатольевич – один из тех, кто принимал участие в работе над Конституцией страны, одобренной парламентом Молдовы в 1994 году.
– Уже лет двадцать правые хотят изменить 13-ю статью Конституции. Как Вы к этому относитесь?
– Мне кажется, что сегодня важнее сконцентрироваться на проблемах коррупции и разложения политических партий, а не на вопросах, которые разъединяют людей. Сейчас, когда Конституционный суд признал, хотим мы того или нет, что румынский – официальный, всякие споры на эту тему теряют смысл. Румынский, молдавский – я особого значения этому никогда не придавал.
– Также идут споры об отмене 11-й статьи, предусматривающей постоянный нейтралитет.
– Это положение приняли по инициативе сторонников Народного фронта. Они боялись, что мы можем подписать Договор о коллективной безопасности, который формировался из части стран СНГ. Я тогда считал, что нейтралитет – наиболее приемлемый статус для Республики Молдова. Но надо признать, с тех пор ситуация изменилась не в лучшую сторону. Конфронтация Россия-Украина-Запад отталкивает от Москвы все евразийские страны, ну, может быть, за исключением Таджикистана и Киргизии. То, что сейчас Кишинев бежит в сторону НАТО, – совершенно предсказуемо, и противостоять этому бесполезно. И так будет до тех пор, пока восточный сосед проявляет непоследовательность и непредсказуемость.
– Вы уже много лет живете в стране, провозгласившей демократию культом, а известно ли Вам, что в Молдове появились политические заключенные?
– Я не знаю всех обстоятельств дела, но их (Михаила Амерберга и Павла Григорчука), кажется, сегодня выпустили (беседа состоялась 15 апреля). Очень рад, что ребята на свободе. Валерий Пасат тоже был политическим заключенным. Процесс использования судов и полиции в политических целях существует давно. Конечно, отношусь я к этому плохо. Вообще отношусь плохо ко всему, что сегодня происходит в Республике Молдова. Украли миллиард – это просто невозможно себе представить! Огромные деньги для такой маленькой страны. И опять нет виновных, никто не арестован. Все настолько глубоко прогнило, что можно ожидать чего угодно. В этом виноваты и левые, и правые, и европейцы – они слишком долго на все закрывали глаза…
– Знаю, что Вы были в 2013 году в Кишиневе, сильно на нашем городе отразилась евроинтеграция?
– Европа тоже разная, есть города Франции, Германии, а есть Неаполь. Хотя, признаюсь, первое впечатление – шок. Никак не мог понять, что стало с дорогами? Это просто ужас! Ну и грязь, конечно, кошмарная. Присмотрелся: появились какие-то новые постройки. Какая никакая экономическая жизнь в Кишиневе все же есть. Впечатление не черно-белое, а разноплановое. И все же превалирует некая запущенность, неустроенность. Слишком много дорогих машин для дорог, которые в таком состоянии. Инфраструктура города доведена до чудовищного состояния. В Румынии такое можно было увидеть лет десять назад.
– В 2013 году Вы представили в Кишиневе свою книгу «Очищая нацию: обмен населением и этнические чистки в Румынии, союзной с нацистской Германией в 1941 – 1944 годах». Как ее восприняли Ваши молдавские коллеги?
– Я не знаю, кто ее в Молдове прочитал, издана она на английском. Надеюсь перевести ее на русский и румынский, и тогда мы можем возобновить этот разговор. Понимаете, сейчас я пишу другую книгу. Стараюсь сконцентрироваться на ней.
– Вячеслав Стэвилэ, историк, член образованной Гимпу «комиссии по изучению тоталитарного коммунистического режима», заявил на одном из телеканалов: «На Антонеску нет ни единой капли еврейской крови». Как Вы оцениваете высказывания подобного рода?
– Я исхожу из простого принципа: на всякий роток не накинешь платок. В США даже есть специальная, первая поправка к Конституции, разрешающая нести любую чепуху. Исходить же надо из того, что по инициативе президента Илиеску была создана международная комиссия по изучению холокоста в Румынии. Подготовленный ей доклад был опубликован в 2004 году. Однозначный вывод – Антонеску виновен. Все отрицать – себя не уважать. Если человек считает себя историком, это налагает на него какие-то обязательства и ответственность за свои слова.
– Кстати, у нас в образовании развернулась битва двух историй: при коммунистах школьный учебник именовался «Интегрированной историей», при демократах – «Историей румын». Вы на чьей стороне?
– А еще раньше была «История Молдовы и румын». Интегрированная история снимает многие вопросы и позволяет вести профессиональный разговор. Происходящее сегодня в Украине – отчасти следствие войны двух мифов, двух способов понимания того, что до недавнего времени строилось в стране, и как это надо оценивать. Обе эти историографические традиции глубоко порочны. Украина во многом страдает от отсутствия неангажированных профессиональных историков. Проблема Молдовы состоит в том, что в значительной мере варианты ее истории, молдовенистский и румынский, – зеркальные отражения друг друга. Они построены на выпячивании одних фактов и замалчивании других. Нужна история, выстроенная на критике этих двух неадекватных традиций.
Александр ТОКАРСКИЙ.