Бюджет с минусом
Главный финансовый документ страны принят с полугодовым опозданием и громким скандалом
Не прошлои шести месяцев с момента, определенногозаконом, как у Молдовы наконец появились государственный бюджет, бюджеты социальногои медицинскогострахования и налогово-бюджетная политика. Правительство на специальном заседании не просто приняло их проекты, но и решило обойтись при окончательном утверждении документов без парламентариев – взяло ответственность на себя.
Сам себе парламент
В принципе, законодательство такую возможность предусматривает: когда существует срочная необходимость принятия того или иного проекта, а парламент по какой-либо причине сделать этого не может, кабинет имеет право взять ответственность на себя. Если после этого ни одна из фракций в течение 72 часов не зарегистрирует инициативу по отставке кабинета министров, председатель парламента обязан без обсуждения подписать проекты, они приобретают силу закона и вступают в действие. Правда, сейчас парламент на месте и ему вроде бы ничего не мешает работать и рассматривать законопроекты. Почему же правительство не хочет выносить их на обсуждение?
Премьер-министр Кирилл Габурич объяснил это так: «Исходя из тяжелой, кризисной ситуации в Республике Молдова, необходимо срочно стабилизировать положение. С миноритарным правительством мы не можем ожидать быстрого одобрения в парламенте». Премьер отметил, что эти законы нужно срочно принять и для того, чтобы вести диалог с международными партнерами Молдовы.
Это заявление очень удивило экспертов. К примеру, доктор экономики, ведущий научный сотрудник Института экономических исследований АН РМ Михаил Пойсик задается вопросом: «Почему же в правительстве не думали о том, что «страна без бюджета», раньше?». Эксперт обращает внимание на то, что бюджетные законы – не разовый акт, и это делает непонятными причины, по которым правительство решило отказаться от обсуждения бюджетных законопроектов в парламенте. Обычно кабинет министров берет на себя принятие законов в случае, если парламент не дееспособен – выборы, каникулы и т.д.
Партия социалистов не согласилась с решением правительства и выдвинула инициативу об отставке кабинета министров. Однако для того, чтобы она стала официальным документом, необходимо 26 подписей депутатов, а фракция социалистов обладает всего 25 мандатами. Поддержку еще кого-либо из депутатов найти не удалось, поэтому процедура вотума недоверия не была запущена. Но Партия социалистов обратилась в Конституционный суд с просьбой проверить на конституционность решение о взятии правительством ответственности перед парламентом за принятие пакета бюджетных законов.
Подорожает все
Что же правительство не хочет выносить на широкое обсуждение? Бюджет сверстан с огромным дефицитом – 4 млрд леев. При этом прогнозируется отрицательный показатель ВВП – сокращение на 1%, инфляция на уровне 6,4%. Более того, Национальный банк уже официально признал, что лей на протяжении последующих трех лет продолжит падение. В 2015 году средневзвешенный курс национальной валюты по отношению к американскому доллару ожидается на уровне 19,3, в 2016 году – 20,4, в 2017 году – 22,1. Ожидается падение экспорта на 10%, а импорта на 15%. В общем, сплошные минусы.
За счет чего планируется покрывать дефицит бюджета? За счет продажи недвижимости (600 млн леев), приватизации госсобственности (200 млн леев) и внешнего финансирования (3,5 млрд леев). Однако в пояснительной записке Министерства финансов к проекту бюджета отмечается, что из-за отсутствия программы сотрудничества с МВФ гарантий поступления внешнего финансирования нет. А одно из главных условий для выделения траншей внешней помощи для поддержки бюджета – обеспечение макроэкономической стабильности и реализация государственными учреждениями реформ на основании программ, двусторонних и многосторонних соглашений с Европейским союзом, Всемирным банком и другими партнерами страны по развитию. Уже никому не надо объяснять, что реформы – слабое место молдавских проевропейских властей. До сих пор дальше заявлений дело не шло.
Поэтому государство будет ужесточать налоговое давление и на рядовых граждан, и на бизнес. Так, дорожный сбор увеличится на 50% и составит от 960 леев до 10 тыс. леев в зависимости от объема двигателя. Акцизы на алкоголь, ювелирные изделия, нефтепродукты и импорт автомобилей вырастут на уровень прогнозируемой инфляции, то есть на 6,4%. Повысятся акцизы на табачную продукцию, природный и сжиженный газ. Планируется обложить налогом доходы юридических лиц, полученных от банковских депозитов, положенных на более чем три года.
Миссия невыполнима?
Понятно, что все это непременно потянет за собой подорожание всего и вся. А вот рост зарплат в бюджете не предусмотрен. Зато предусмотрено обложение налогами выходных пособий, которые трудящиеся получают в случае потери работы. До сих пор эти выплаты к категории налогооблагаемых не относились. Планировалось еще взимать налоги и с перечислений гастарбайтеров. Но информация стала достоянием общественности и вызвала бурную негативную реакцию. Поэтому в минфине поспешили дать задний ход и заявили, что их неправильно поняли: это, мол, касается доходов граждан, которые легально работают за рубежом на основании межгосударственных договоров и не платят там налоги.
Недовольство положениями документов высказали и патронаты, и профсоюзы, которые рассчитывали на публичное обсуждение проектов в парламенте и возможность внесения корректив. Ведь, опять же, в обход законодательства, предварительных консультаций с этими общественными и профессиональными объединениями правительство не проводило. «Существует тенденция ежегодно взваливать на спину экономических агентов новые налоги, – заявил президент Национальной конфедерации патронатов Молдовы Леонид Череску. – Многие экономические агенты просто не выдержат и закроют свой бизнес. Государство должно повышать свои бюджетные поступления не за счёт увеличения налогового бремени, а благодаря привлекательной для предпринимателей политике, которая будет служить для них стимулом, чтобы открывать новые предприятия, создавать новые рабочие места, что увеличит бюджетные поступления».
С ним согласен Михаил Пойсик, который считает ряд положений документов нелогичными. В пример эксперт привел тенденцию к повышению налоговых ставок на фоне общего падения собираемости налогов. Пойсик отмечает, что бизнес Молдовы стремительно уходит в тень. Так, с 2008 года в стране официально не растет потребление бензина, но при этом парк автомашин постоянно увеличивается. Эксперт считает ситуацию, сложившуюся в стране, архисложной. И связывает это, прежде всего, с кражей миллиардов из банков. Кроме того, он указывает на значительное падение экспорта и поступлений от гастарбайтеров. То есть исполнение бюджета по многим позициям просто нереально.
В этом случае крайним формально окажется не правительство, а фактически все мы. Ведь, корректируя бюджет, урезают в первую очередь социальные расходы. Но об этом, судя по всему, власти беспокоятся меньше всего.
Елена РОЙТБУРД.