Газета "Кишиневские новости"

Новости

РАЗВЕДКА ВЫХОДИТ ИЗ ТЕНИ

РАЗВЕДКА ВЫХОДИТ ИЗ ТЕНИ
02 апреля
00:00 2015

Элитные армейские подразделения разных стран впервые выяснят, кто из них лучший

Российская воен­ная разведка, одна из самых засекречен­ных армейских струк­тур, решила выйти из тени и бросить вызов своим зарубежным коллегам. Впервые в нашей стране пройдет международный конкурс «Отлич­ник войсковой разведки», куда приглашены бойцы армейских спецподразделений из несколь­ких десятков стран. Несмотря на то что конкурс пройдет в Сибири, со­стязания обещают быть жаркими, ведь настоящий разведчик всегда нацелен на победу. О нюансах предстоящего конкурса, о том, на что сейчас делается основной упор при подготовке войскового развед­чика, можно ли солдату-срочнику за год освоить все премудрости этой нелегкой службы, нам согласился рассказать заместитель начальни­ка штаба Сухопутных войск по раз­ведке генерал-майор Владимир Марусин.

— Владимир Николаевич, определе­но ли уже точно, где пройдет этот кон­курс?

— Конкурс «Отличник войсковой раз­ведки» пройдет с 4 по 13 августа в Новоси­бирске, на базе Новосибирского высшего военного командного училища. Это первое состязание, куда приглашены разведчики со всего мира. Он будет проводиться по прин­ципу Олимпийских игр — один раз в четыре года. Сейчас в России между подразделени­ями общевойсковых соединений проводится отбор лучших среди разведподразделений. Затем этот конкурс пройдет в армиях и окру­гах. Соответственно, лучшие подразделения разведки будут представлять Россию на этом конкурсе.

— Обозначен уже круг стран, которые будут принимать участие в этих соревно­ваниях?

— Минобороны направило приглашения в 32 страны, уже подтвердили свое участие разведчики из Пакистана и Белоруссии. Идут переговоры с Китаем и другими странами.

— Что именно вы ждете от этих со­ревнований?

— Конечно, нам интересно и на наших зарубежных коллег посмотреть, и себя по­казать. Проведение такого конкурса, без­условно, влияет на укрепление военного и военно-технического сотрудничества, ко­нечно, повышает престиж воинской службы в разведподразделениях Сухопутных войск, ну и поможет совершенствовать как одиноч­ную подготовку разведчиков, так и отработку слаженных действий в составе разведпо­дразделений и, соответственно, развивает состязательность. Я с нетерпением жду этих соревнований, интересно посмотреть на наших иностранных коллег, возможно, они продемонстрируют новые формы и способы ведения разведки. К примеру, на китайцев было бы интересно посмотреть. Несмотря на то что у них еще советская школа подго­товки, однако свои нюансы есть.

— Не боитесь, что больше на ваши нюансы подготовки смотреть будут?

— У каждого будет своя задача. Они бу­дут изучать нас, мы посмотрим на них.

— Сколько этапов будет на этих со­ревнованиях и из чего они будут состо­ять?

— Конкурс будет из пяти этапов. Это десантирование разведгруппы в составе отделения посадочным способом с вер­толета. Затем совершение марш-броска. Третий этап — преодоление полосы пре­пятствий «тропа разведчика», наверное, это самый сложный комплекс препятствий, он состоит из 21 элемента, здесь нужно будет продемонстрировать выносливость, быстроту, силу и за минимально короткое время выполнить задачу. Затем состязания механиков-водителей на трассе протяжен­ностью около пяти километров. Заключи­тельный этап — стрельба в составе развед­группы и выход разведгруппы на пункт сбора после выполнения задачи.

— А проверку на выживаемость в экс­тремальных условиях не будете устраи­вать?

— Как я уже сказал, такие соревнования проводятся впервые, пока официально заяв­лено пять этапов. Вместе с тем мы, конечно, подумаем, какие еще элементы в будущем можно будет включить в эти состязания. Не исключено, что появится и такой этап, как обеспечение жизнедеятельности разведчи­ка в тылу. То есть разведение костра, при­готовление пищи, добывать которую придет­ся самим разведчикам. Это включает в себя установку силков, капканов, ловлю рыбы подручными способами. Конечно, наши раз­ведчики это все изучают, но сразу вводить подобные состязания одним из этапов, на­верное, рановато. Знаете, при подготовке конкурса мы хотели одним из этапов заявить десантирование парашютным способом, однако выяснилось, что в ряде государств, приглашенных на состязания, разведчики с парашютом не прыгают, пришлось отказать­ся от этой идеи. Поэтому мы сделали поса­дочный способ как универсальный для всех. В общем, будем думать, консультироваться, может, второй конкурс будет еще более на­сыщенным и интересным.

— Новосибирское училище было вы­брано потому, что там готовят армейских разведчиков?

— Конечно. Кроме того, проведение международных соревнований поможет улучшить учебно-материальную базу этого училища. Мы будем проводить соревнова­ния на полигоне НВВКУ. Все будет в учеб­ном центре, где курсанты проходят подго­товку, перестраивать его под этот конкурс, конечно, никто не планирует. Вместе с тем лоск там сейчас наводится. Строятся новые стрельбовые вышки, улучшается мишенное поле, ну и другие детали улучшаются.

— Как идет подготовка к этому кон­курсу в России? Кто в итоге попадет в финал?

— В каждой бригаде среди разведпо­дразделений сейчас проходят тестирования. Выполняются те же этапы, которые будут в финале. Участвовать в соревнованиях могут как срочники, так и контрактники, конечно, мы стремимся, чтобы у нас было больше во­еннослужащих по контракту. Хотя бывает и такое, что военнослужащий срочной службы лучше подготовлен, чем военнослужащий по контракту.

— А как будут жить разведчики, уча­ствующие в соревнованиях?

— Жить будут в полевых условиях, не в казармах, а в палатках, это все-таки раз­ведчики.

— Можно поподробнее, на чем будут соревноваться разведчики, какая техни­ка, какое оружие?

— Наши разведчики будут экипированы комплексами управления и связи «Стрелец», приборами наблюдения и прицеливания. В общем, то, что положено по штату развед­ргуппы. Стрельба будет вестись из АК-74. Соревнования по вождению будут проходить на БМП-1.

— А что собой представляет этап «тропа разведчика», который вы назвали самым сложным?

— В него входит 21 препятствие. Про­ходится этот этап не поодиночке, а раз­ведгруппа выполняет его в полном составе. Смысл в том, что в этот элемент входят те препятствия, с которыми может столкнуться разведчик в ходе выполнения боевой задачи. Это рвы с водой, заборы, элементы лестниц, проемы в стене, преодоление минного поля и многое другое. Полоса очень сложная.

— Если немного отойти от темы, ка­кие новые дисциплины сейчас включены в подготовку российского разведчика, на что делается основной упор?

— Сейчас основной упор делается на оснащение техническими средствами раз­ведки, насыщение ими разведподразделе­ний для повышения их возможностей. В этом году на вооружении появятся и новые радио­локационные станции, разведывательно-сигнализационная аппаратура, комплексы радиоэлектронной разведки, идет работа по беспилотным летательным аппаратам, даже парашюты новые получим. На беспилотную авиацию сейчас вообще делается большой упор. В этом году мы получили большое количество БПЛА, ведь по распоряжению начальника Генштаба Валерия Герасимова теперь на каждом занятии, вплоть до взво­да, необходимо применение беспилотной авиации. И в этом, конечно, есть свой резон. Ведь если разведгруппа, к примеру, нахо­дится на задании в тылу врага, она, конечно же, подвергается огромному риску. Малей­ший прокол при ведении радиообмена — и под угрозой разведгруппа, не исключен срыв боевой задачи. Поэтому упор сейчас делается на изучение технической стороны. Повторю: это беспилотники, средства ради­оэлектронной разведки, разведывательно-сигнализационной аппаратуры. В целом же тактика применения разведорганов остает­ся та же. Основные ее элементы — налет–засада–поиск — никто не отменял.

— Можно ли солдату-срочнику за год изучить все эти премудрости?

— Конечно, год — это маловато для про­фессионального разведчика. Ориентирова­ние на местности по карте, без карты, работа с навигационной аппаратурой… Очень много дисциплин, изучение которых требует боль­шого количества времени. Поэтому сейчас прикладываем все усилия, чтобы выполнить поручение министра обороны, согласно ко­торому к концу года мы должны перевести всех военнослужащих-разведчиков на кон­тракт.

— А можно сравнить подготовку ны­нешних разведчиков с подготовкой, которая применялась в Великую Отече­ственную войну? Есть ли преемствен­ность?

— Конечно, есть. Изучаются практи­чески те же вопросы. Такие нюансы, как изучение науки следопытства, никто не от­менял ни в те времена, ни сейчас. Опять же скрытное передвижение в тылу противни­ка, подход к объекту с подветренной сторо­ны, опять же вопросы выживания, ведения радиообмена. К слову про радиообмен. Сколько разведгрупп «спалилось» при ве­дении радиообмена во время Великой Оте­чественной… Сейчас постоянно идет отра­ботка быстродействия в этой сфере, группа за минимально короткое время должна от­правлять информацию, чтобы не быть об­наруженной или запеленгованной. Опять же действия в рукопашном бою, они не по­менялись с того времени. Порядок действия разведгруппы остался абсолютно таким же. Действия при налете, при засаде абсолютно идентичны. Мы еще будем долго изучать те разведприемы, которые использовали наши деды, и брать их на вооружение. Этот опыт будет актуален во все времена. Да, техни­ческие средства будут совершенствовать­ся. К примеру, разведгруппе можно меньше пробежать по местности для осуществления поиска, но основные принципы выживаемо­сти разведоргана в тылу, тот опыт, который был получен в войну, конечно, будут всегда востребованы.

— То есть вы дублируете подготовку, к примеру, учите ориентироваться как с помощью спутниковых систем, так и по старинке, по компасу и Полярной звез­де?

— Конечно, ведь GPS, ГЛОНАСС — это все очень хорошо и помогает облегчить жизнь разведчику. Но если вдруг спутнико­вая группировка вышла из строя? Разведчик должен уметь ориентироваться по местным ориентирам. Определять расстояние до цели — делать эти расчеты в голове, без дальномеров. Определять местоположение по звездам, по луне, по солнцу время опре­делять. Этому надо учиться обязательно. То обучение, которое было раньше, актуально и сейчас.

— Что должно быть на первом месте у разведчика? Может ли разведчик быть универсалом?

— Разведчик — это, что называется, штучный товар, и для его подготовки требу­ется длительное время. В первую очередь разведчик должен думать, должен быть вни­мательным, своего рода аналитиком. Вто­рое: он, безусловно, должен быть физически здоров, потому что выдержать такие нагруз­ки и после этого суметь проанализировать обстановку и принять единственно правиль­ное решение… поверьте, это очень сложно. А если говорить об универсализме, то ска­жу так: универсальных солдат не бывает, ну может, только в фильмах. Конечно, хотелось бы, чтобы в одном человеке сочетались все качества разведчика, но совершенных лю­дей нет. Если говорить о внимательности, то тут могу привести один случай, который произошел в Великую Отечественную вой­ну. Один из наших связистов-разведчиков в 1943 году, выполнявший задачи ведения радиоразведки, в совершенстве изучил «по­черк» личного радиста командира танковой дивизии СС «Мертвая голова» (SS-Panzer-Division «Totenkopf»). В одном из радиопе­рехватов он услышал знакомый «почерк». Однако связь велась не из-под Сталинграда, где, по идее, должна была находиться диви­зия, а из района Курска. Разведчик доложил руководству этот факт, и после проверки действительно выяснилось, что дивизия была скрытно переброшена в район Курска. Вот и получается, что благодаря вниматель­ности и кропотливой работе одного развед­чика можно получить информацию, которая способна повлиять на расстановку сил на фронте.

Александр СТЕПАНОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,170,00%
EUR19,03–0,01%
GBP22,87–0,05%
UAH0,44–0,47%
RON3,820,00%
RUB0,18–0,01%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив